Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ

Выпуск 044
09.09.2007

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный клуб паломников в честь апостола Иакова Зеведеева

Другие рассылки редактора:
ИДИ И СМОТРИ: последнее время
Журнал ПОКРОВ Представительства РПМ МП в Германии
Интернет-ресурсы ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ
ВелоПАЛОМНИК
ВЕЛОСИПЕДИЗМ
интернет-ресурсы ВелоПЛАНЕТА
ГЕОИНФОРМАЦИЯ
Всего подписчиков: 507 (+1)


От редактора:

Следующий выпуск "Православного Паломничества" состоится 18 сентября 2007 г.

CОДЕРЖАНИЕ

Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
10 сентября 2007

Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
Последний путь Христа

Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ
В Марий Эл пройдет крестный ход с иконой - покровительницей республики

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь

Утраченная святыня возвращена в Покровский храм деревни Никитиной

Наша святая Оптина

Львов: на тополях появились образы Христа и Богородицы

Часть Креста Господня доставлена из Греции в Крым

Иркутянка сохранила икону святого великомученика Пантелеимона и вернула ее в храм

В Александровке православные службы проходят в железном вагончике

Донбасс удивительный и удивляющий

Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА
Кипр, деревня Калопанайотис

Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА
Церковь Спаса Преображения в Тушине

Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Крестный ход "Дальний Восток - Москва"


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


10 сентября 2007


ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА ПОЧАЕВСКОГО






Преподобный Иов Почаевский жил в трудные для Православной России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергался церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов.


Преподобный Иов был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открывать его святые мощи. Нетленные мощи преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы. От них произошло много чудес, например, получил исцеление смертельно больной Досифей, писатель жития святого. Чудесные исцеления от мощей преподобного Иова побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 10 сентября 1833 года.

http://www.calend.ru






CЮДА ПАЛОМНИЧАЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ:
К ПРЕПОДОБНОМУ ИОВУ В СВЯТО-УСПЕНСКУЮ ПОЧАЕВСКУЮ ЛАВРУ

Старенький автобус до Почаева был заполнен паломниками из России и Украины. Поток православных, чающих исцеления души и тела по молитвам преподобного Иова Почаевского, никогда не иссякнет. Мы ехали мимо скромных деревенек с чисто побелёнными хатками в два окошка. Такие же хатки на этом же месте, наверное, и четыреста лет назад стояли, в те времена, когда здесь подвизался святой Иов. Вдруг, среди этой почти убогой скромности, возник из-за поворота стоящий на горе величественный, огромный, царственно прекрасный монастырь. Честно скажу, у меня слов нет, чтобы описать его величие и небесную красоту. Ничего подобного я нигде в мире не видела. Какой же силой духа обладал преподобный, по молитвам которого встала эта незыблемая крепость Православия на западных рубежах Святой Руси! Народы и племена её, по суетности людской, то разделяются, то соединяются, но молитвами святых наша Церковь и вера более тысячи лет едины. А всё остальное так мелко, что почти нереально.

Символично то, что мирская фамилия св. Иова - Железо. Он воистину стал железным стержнем юго-западной Руси, своей непрестанной молитвой соединил её с Небом. А Почаевская лавра - как островок Царства Божия на земле. Монахи с христианской любовью встречают паломников, размещают в чистенькой гостинице и объясняют, что подниматься на Почаевскую гору надо с Иисусовой молитвой, непрестанным делателем которой был преподобный. Кто-то из них с улыбкой добавляет: "Подниматься трудно, зато потом спускаться будет легко".

Поднялись. Исповедались у местных старцев. Я выбрала самого доброго, седовласого отца Иоанна. Среди прочего покаялась в том, что год назад купила телевизор и теперь вечерами смотрю новости по всем каналам, как привязанная.

Батюшка сказал: "Чадушко моё, все мы сейчас люди больные. Я за тебя помолюсь. Иди с миром, завтра причастись".

На душе стало легко и светло, как в раннем детстве. Видно, и правда за меня помолились. Приложилась к стопочке Царицы Небесной. Она Сама ещё в 1240 году обошла и освятила Почаевскую гору. Её здесь видели местные пастухи. Вскоре сюда пришли из разорённой монголами Киевско-Печерской лавры монахи. Так зарождался монастырь. Через сто лет монголы ушли из юго-западной Руси, и эти земли вошли в состав могучего тогда Литовского княжества. А когда в конце XV века Литва объединилась с Польшей, начались гонения на Православие. Вот откуда берёт начало так называемая уния (попытка насильственного подчинения православных - Римскому папе) и агрессивное униатство, цель которого - насильственное окатоличивание русских. Забыв свою веру, люди стали забывать и о том, что они - русские. Поляки их называли "украинцами", т.е. людьми с окраины, без роду, без племени, обращались с ними, как с рабами. Тогда многие стали уходить отсюда в степи, в пределы юго-восточной Руси.

Преподобный Иов жил в эти тяжёлые времена. Десятилетним отроком стал монахом, в двенадцать лет - пострижен в мантию, а в 30 лет удостоен великой схимы. Он был настоятелем Дубенского монастыря и много писал в защиту Православия. Но душа его жаждала подвижнического уединённого жития. Иов ушёл на гору Почаевскую, где нашёл себе тесную каменную пещерку, в которой только на коленях можно было стоять день и ночь. И здесь непрестанно молился. Такое даже представить себе невозможно. День и ночь на коленях, в молитве.

В соборе главные святыни - стопочка Царицы Небесной и древняя чудотворная икона Божией Матери Почаевской, привезённая на запад Руси в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Позднее собор расширили, ныне он больше храма Христа Спасителя в Москве, и теперь в его пределах ещё две великие святыни: нетленные мощи святого Иова и та самая пещерка, в которой он молился.

О том, какого духа был преподобный, свидетельствует такой случай. По ночам он как игумен обходил всю обитель. Однажды ночью увидел вора, который хотел взвалить себе на спину мешок монастырского зерна. Преподобный помог ему поднять этот мешок и тихо напомнил об ответе, который придётся держать на Страшном Суде за воровство. Слово святых исполнено благодатной силой. Грешник раскаялся.

Святой Иов построил типографию в Почаеве, где печатали православные книги. Сохранилась до нашего времени "Книга Иова Железа, игумена Почаевского, властною его рукою написанная". Он посадил в обители прекрасный сад, существующий и поныне. В 1620 году принимал участие в Киевском Соборе, осудившем унию и решившем твёрдо стоять за Православие. Преподобный многое успел сделать в деятельном служении Церкви, не оставляя при этом непрестанной Иисусовой молитвы. Но на века благоустроив жизнь в обители, он снова вернулся в свою пещерку, где в молитве и преставился ко Господу 355 лет назад.

В пять утра в монастырской гостинице меня разбудила паломница из Москвы: "Вставайте, все уже ушли в собор. Сейчас будут спускать на лентах чудотворную икону, а потом начнётся литургия". Вчера вечером приложиться к иконе нам не удалось. Здесь такой обычай: её спускают из-под купола храма только рано утром, а через час снова поднимают вверх. Я поспешно стала собираться, а моя добрая попутчица сказала: "Позавидуешь вам, вы всю ночь спали, как дитя. А здесь такое творилось... Бесноватые визжали, кричали, ногами топали... С ума можно сойти".

Дивны дела Твои, Господи. В Москве я сплю плохо, просыпаюсь от любого шороха. А тут - топали, кричали, а я спала. Это просто милость Божия. В который раз убеждаюсь, что Бог выше сил искушение не посылает.

В соборе замечаю, что больных людей действительно очень много. У иконы - нездоровое столпотворение. Монахи суровы и молчаливы, как воины на поле брани. Приложившись к иконе и причастившись, мы пошли к мощам и к пещерке преподобного Иова. Припала к его нетленной руке, благоговея перед духовной мощью этого ангела во плоти. Рядом - узенький, кажется, только для ребёнка, лаз в пещерку. Голос малодушия шепчет мне: "Куда ты полезешь, это же смешно. Причастилась, приложилась к мощам, тебе что, мало? Да и недостойна ты пребывания в пещерке святого". Я понимаю, откуда "приходят" эти мысли: лукавые от лукавого: с одной стороны - это смешно (гордыня), с другой - недостойна (ложное смирение). Что-нибудь да подействует... Надо сопротивляться, "противостать", как сказал ап. Павел, этим помыслам.

Мне ещё в Москве говорили, что попасть в пещеру не всякий может; если есть нераскаянные смертные грехи, то застрянешь, не пролезешь, пока не раскаешься прилюдно. Смотрю, с визгом и воплем, но пролезают в маленькое отверстие солидных размеров матушки и вылезают назад спокойные, умиротворённые. Лезу и я. Страшно, признаюсь, было очень: а вдруг застряну? Ну тут-то всё и выяснится...

В пещерке, действительно, только на коленях можно стоять. Господи, как же преподобный жил здесь годами? Но какая благодать, какая радость вливается в душу, какой свет! Он низвёл сюда Царство Божие своей молитвой.

"Долго задерживаться нельзя" - говорит мне монах, и я, прочитав "Отче наш", словно выплываю оттуда в полной гармонии с собой и со всем миром. Конечно, не долго сохраняю эту гармонию по грехам моим. Но что-то сохраню навсегда.

Вернувшись домой, выбрасываю телевизор, потому что стыдно стало: такие подвижники молились за Русь и русский народ, а мы как живём?

Надежда ИЛЬИЧЕВА, Москва
http://www.russdom.ru

Фотоизображения:
http://www.saar.orthodoxy.ru
www.martynenko.ru
http://www.art.lutsk.ua


Проект 2: СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ


Последний путь Христа


Встреча с Девой Марией

Наша группа движется дальше. Возле здания армянского патриархата приютилась маленькая польская часовня. Здесь ТРЕТЬЯ остановка. Именно тут обессиленный от солдатских издевательств и тюремного заточения Иисус, изнемогая под тяжестью креста, упал в первый раз. Барельеф над входом в католический храм свидетельствует об этом. Подгоняемый римской стражей, Иисус взваливает крест и несет его. И вдруг он видит свою мать, Деву Марию, стоящую у дороги. На этом месте — ЧЕТВЕРТАЯ остановка. Встреча Богородицы с сыном запечатлена на барельефе у входа в армянский храм. Чуть наискосок стоит часовня францисканцев, построенная в память о ПЯТОЙ остановке Христа. Поскольку он окончательно выбился из сил, римляне заставили прохожего взять у Иисуса крест — тому ничего не оставалось, как взвалить крест себе на плечи. Гид подводит к стене справа от входа в часовню и показывает выемку — это, по утверждению церкви, отпечаток ладони Христа, который в изнеможении оперся о стену.

ШЕСТАЯ остановка — возле дома святой Вероники. Здесь женщина вытерла пот и кровь с лица Иисуса. Ее причислили к лику святых. Сейчас на этом месте монастырь Младших Сестер Иисуса. Неподалеку — алтарь с зажженными семью свечами.

Мы забираемся все выше и выше. Ноги скользят на гладких плитах, сбивается дыхание. На мгновение представляю, как по этим камням шел Иисус в окружении римлян под улюлюканье разношерстной толпы соплеменников. Пот застилал глаза, сердце рвалось из груди. Немудрено, что он поскользнулся и вновь упал на мостовую. Это место на углу нынешней шумной базарной улицы и Виа Долороза — СЕДЬМАЯ остановка. От того времени осталась лишь большая римская колонна. ВОСЬМУЮ И ДЕВЯТУЮ остановки проходим довольно быстро, так как они почти рядом. Над входом в греческий монастырь замечаем изображение латинского креста — здесь Иисус проповедовал женщинам Иерусалима. В Новом Завете об этом говорится так: «Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших…. Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Далее, у ворот еще одного монастыря, коптского, в неглубокой нише мы видим покосившуюся колонну. По словам гида, она отмечает место, где Христос упал в третий раз. Остальные пять остановок находятся внутри храма Гроба Господня. Его еще называют Святой Гробницей.

…И восстал из гроба!

По крутой лестнице поднимаемся на вершину Голгофы в часовню, которая разделена на две части: греческую и католическую. В католической части — ДЕСЯТАЯ И ОДИННАДЦАТАЯ остановки. Здесь с Иисуса сняли одежды и на глазах Богородицы прибили к кресту. ДВЕНАДЦАТАЯ остановка в  греческом алтаре — тут Иисус умер на кресте. Алтарь поразил своим великолепием — богато украшенные в восточном стиле лампады, иконы, все пространство ярко освещено свечами. ТРИНАДЦАТАЯ остановка — камень Помазания, куда положили Иисуса после смерти. У камня — столпо-творение. Паломники припадают к небольшой плите, целуют ее, кладут на нее цепочки, крестики, иконки, освящая их. Разноликая и разноязычная толпа гудит, завороженная убранством храма. Кто-то отрешенно молится. Кто-то сдавленно плачет. Кто-то фотографирует. Наконец, отстояв очередь, мы добираемся до последней, ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ, остановки. Это самое святое место для христиан, место погребения и воскресения Христа — Гроб Господень. Сюда ведет очень низкий проход. Склоняюсь и прохожу в небольшое помещение. Оно освещено серебряными лампадами. На стене три картины, изображающие Воскресение Христа. На противоположной стороне — икона Богородицы. Под плитой из белого мрамора высеченная в скале гробница Спасителя….

Из Нового Завета известно, что после смерти Иисуса один из его учеников, богатый человек по имени Иосиф, пришел к Пилату и попросил похоронить учителя. Прокуратор разрешил. Иосиф взял тело, обвил его чистой плащаницей и положил в гроб, который высек в скале. Привалив большой камень к входу в пещеру, он удалился, а спустя некоторое время пришел сюда вместе с двумя женщинами и увидел… Ангела. «Ангел…, сошедший с небес,… отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес».

Нашу умиротворенную группу, испытавшую высокие переживания от прикосновения к священным местам, людская волна, словно прилив, выталкивает из храма. Навстречу — пестрая толпа ненасытных паломников, жаждущих, в свою очередь, приобщиться к чудесному воскрешению Христа. Вечное встречное движение…. Вечный водоворот жизни…. Кричащий, бурлящий, кипящий Святой город, как и много веков назад, широко раскрыв свои ворота-объятия, ни на секунду не устает вбирать в себя людей этого бренного мира.

05 сентября 2007
Анатолий БЕРШТЕЙН
Текст и фотография:
http://stavropol.aif.ru


Проект 3: СВЯТАЯ РУСЬ


В Марий Эл пройдет крестный ход с иконой - покровительницей республики



В Марий Эл с 8 по 18 сентября по территории Йошкар-Олы и Медведевского района пройдет крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери "Мироносицкая". На ночь она будет оставаться в церквях и храмах, расположенных на пути следования верующих.

Как сообщили корреспонденту в Марийском епархиальном управлении, Крестный ход с Мироносицкой иконой Божией Матери проводится с 1677 года, в XX веке, в период советской власти, они были прекращены, возобновившись в конце 90-х годов.

Как рассказали в епархии, легенда гласит, что явление образа произошло 360 лет назад жителю одного из окрестных сел Царевококшайска Андрею Жолнину. Возделывая землю, он увидел в поле вырезанный на аспидном камне и обложенный тканым серебром Образ Пресвятой Богородицы со Святыми Женами Мироносицами. Узнав о святыне, собрались жители деревни, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись.

На месте явления иконы позднее появился Мироносицкий монтастырь. Расцвет монастыря пришелся на начало XVIII века и продолжался до Октябрьской революции. В 90-х годаз XX века с благословения Святейшего Патриарха Всея Руси и решением Святейшего Синода РПЦ началось возрождения Мироносицкого монастыря.

По свидетельству историков, для жителей Царевококшайска (дореволюционное название Йошкар-Олы) Мироносицкий крестный ход был событием огромной важности. Икона путешествовала по храмам. Перед ней служили молебны в частных домах, торжественно проносили по улицам. Эта икона считается одной из покровительниц республики.

04 сентября 2007
http://www.regnum.ru


Инкерманский Свято-Климентовский монастырь


В 1905 году монастырь возвели во второй класс. Доходы обители были невелики, но стабильны. Число братии возросло. Так, в 1917 году здесь жили 25 монахов и 122 послушника, всего 147 человек.

Монахи Инкерманского монастыря поддерживали в порядке крепость Каламиту, находящуюся на территории обители, монастырской братией была проведена реставрация крепостной башни с въездными воротами. При этом в арку крепостных ворот вмонтировали камень, на котором написали слова, заключавшие мысль о единстве Крыма и России: «Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь».

После установления советской власти в Крыму все монастырские земли были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели деревни Инкерман. В эту артель вошли и 34 инока Инкерманского монастыря. В 1921 году настоятелем обители был назначен архимандрит Венедикт (Чеботарев). Именно ему довелось пережить закрытие монастыря.

В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. В Инкерманском монастыре после его закрытия остались жить настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), отец Прокопий (Кочан) и два 85-летних старца — отец Герман (Андреевский) и отец Митрофан (Бороздин).

Монастырская гостиница и кельи были переданы военизированной охране. Храмы и церковное имущество перешли в ведение Севастопольского музейного объединения. Часовню в урочище Уч-Баш, построенную на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении 1854 года, передали детскому саду.

В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святителя Николая и Благовещенской церкви. Было решено эти храмы разобрать. Разобрали также и часовню. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих радость». В 1931 году была закрыта последняя монастырская церковь в честь святителя Климента, здание которой передали музею. Собор святителя Николая на верхнем плато окончательно разобрали в 1932 году.

В Великую Отечественную войну во время обороны Севастополя 1941-1942 гг. были разрушены многие постройки монастыря, однако пещерные храмы уцелели. В июне 1942 года, в монастырских пещерах располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году. Обитель буквально из руин восстанавливал архимандрит Августин (в миру Александр Половецкий). 13 сентября 1996 года отец Августин и иеромонах Агапит (Маланич), благочинный Свято-Климентовского монастыря, погибли в автомобильной катастрофе. За свою сравнительно короткую жизнь (41 год) архимандрит Августин восстановил не только несколько крымских святынь, но и многим помог обрести истинную веру в Бога. Погибшие погребены на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

Сегодня в Инкерманском монастыре восстановлены дом настоятеля и братский корпус, приводится в порядок кладбище, а в древней церкви святителя Климента вновь проводятся Богослужения. В обители хранятся частицы мощей честной главы священномученика Климента, переданные из Киево-Печерской лавры. Также восстанавливается Спасский скит, приписанный к Свято-Климентовскому монастырю, вблизи села Терновка под Севастополем.

05 сентября 2007
Елена ИВАНОВА
Текст и фотоизображение:
http://www.bospor.com.ua


Утраченная святыня возвращена в Покровский храм деревни Никитиной


Екатеринбургская епархия. На юге Ирбитского района находится большая деревня Никитина. К началу 197 года в ней насчитывалось 166 дворов. Революция, гражданская война, коллективизация. Колхоз в Никитиной несколько раз организовывался и реорганизовывался. К концу 1920-х в деревне стало дворов вполовину меньше.

В центре селения, как полагалось, стоял храм. Освящен он был в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На окраине Никитиной была построена Свято-Пантелеимоновская часовня. В богоборческие годы от изящной часовенки не осталось и следа, а храм закрыли.

Главной святыней Покровского прихода была икона Божией Матери "Скоропослушница". Судя по надписи на обратной стороне, этот образ - список с чудотворной Афонской иконы, выполненный насельниками Свято-Пантелеимоновского тамошнего монастыря.

Образ - с мощевиком, хранящим цельбоносные мощи четырех святых.

После закрытия Покровского храма в 1929 году икона попала к представителю одного из купеческих родов - Александру Романовичу Зенкову. Он был очень начитанным, разносторонним человеком, увлекался историей родного края.

В семье Зенковых святыня хранилась десятки лет. Ежедневно, в определенный час, супруга Александра Романовича Надежда Константиновна откидывала холстину, которой был укрыт образ от чужих глаз в стенной нише, и смиренно, в молитве, просила Божию Матерь о заступничестве и помощи в делах.

После смерти хозяев дом их долгое время пустовал. А когда дочь Зенковых, учительница Черновской школы Анна Александровна Скатова вспомнила об иконе, в доме ее уже не было: "Скоропослушницу" похитили, а затем перепродали подростки. К счастью, милиция нашла образ и вернула Анне Александровне.

В 2004 году, на 91-м году жизни, Анна Скатова окончила свой земной путь. Отпевал усопшую духовник сельского Покровского прихода священник Яков Айсин.

Отец Яков обратил внимание на необычную икону. Дочь Анны Александровны ирбитчанка Римма Петровна Оськина рассказала батюшке все, что знала об этой иконе. А со временем, вместе со своей сестрой Лидией Петровной, приняла решение вернуть святыню в храм.

Удивительно, но под церковные своды образ "Скоропослушницы" вернулся 22 ноября, в день ее почитания. И ознаменовалось это событие особым чудотворением.

За два дня до примечательного события в результате аварии тяжелейшие травмы получил сын старосты Покровского прихода. И в то время, когда врачи боролись за его жизнь, убитая горем мать на коленях молилась у святого образа о спасении сына. И чудо произошло: молодой человек, находящийся в коме, пришел в себя и начал поправляться.

05 сентября 2007
http://orthodox.etel.ru


Наша святая Оптина


О НАС ГОВОРЯТ В ЕВРОПЕ:

Россияне вновь вручают себя в руки Господа ("Liberation", Франция)

Русские возрождают уничтоженные коммунизмом церкви и свою веру в Бога. Полностью восстановленный монастырь Оптина Пустынь вновь принимает монахов и паломников.

Во времена Достоевского центром притяжения паломников был скит, святая святых монастыря. Именно сюда в романе знаменитого русского писателя приходит семья Карамазовых, чтобы испросить совета у старца Зосимы, монаха, который мог “читать” души. В ХХ-м веке монастырь Оптина Пустынь, который также называют Оптино, был одним из центров духовной жизни империи. После революции монастырь стал фермой, затем домом отдыха, военным госпиталем, лагерем для пленных, и, наконец, сельскохозяйственным институтом. В январе 1918 года Оптину Пустынь постигла участь почти всех русских монастырей - его закрыли, а монахов выгнали. Многих из них депортировали, заставили отречься от веры или убили. Развалины Оптиной Пустыни были возвращены Русской Православной Церкви лишь в 1987 году. РПЦ восстановила этот духовный центр, который теперь еженедельно посещают тысячи паломников.

В Оптино опять живет старец, отец Илий, невысокий пожилой человек с длинной седой бородой, который долгие годы жил на Афоне, священной для православных горе в Греции. Теперь грешники подкарауливают его у трапезной. После еды он иногда подходит к ним, выслушивает их истории, произносит несколько слов или читает молитву, а затем уходит. Сегодня в Оптиной Пустыни живут 110 монахов, в 1917 году их было 300. Были отреставрированы 7 церквей, которые теперь радуют глаз свежими нежно-розовыми, оранжевыми, голубыми или бледно-зелеными красками. Бог вернулся в Россию после того, как в течение семидесяти лет его существование отрицали, а служителей уничтожали. За прошедшие двадцать лет по всей стране восстанавливались церкви, а купола вновь покрывались позолотой. Было открыто около 700 монастырей и 27 000 приходов. Это, конечно, не сравнимо с Россией 1917-го года, в которой насчитывалось 1 250 монастырей, 150 000 монахов и 55 000 православных церквей. Зато атеизм, насаждавшийся в советскую эпоху, сдает свои позиции: более 60% россиян сегодня считают себя православными.

“Россию невозможно понять в отрыве от православия”, - говорит 57-летний отец Ипатий, старожила монастыря. Он был среди первых монахов, вернувшихся в Оптину Пустынь в 1989 году. “Нас было не больше дюжины. Вокруг была полная разруха, - вспоминает он. - Но в наших сердцах царила такая радость, и казалось, что каждый день – пасхальный”. Отец Ипатий вырос в Москве, в “коммунистической лжи”, но очень рано стал задаваться основополагающими вопросами: “Кто я? Почему я живу? Как я живу?”. “То, что нам рассказывали в школе, не удовлетворяло меня. Мы находились в бескрайнем духовном вакууме”, - говорит он. Отец Ипатий сказал, что в эти “голодные” годы он находил утешение в книгах Достоевского: “Достоевский был глубоко верующим человеком, хотя у него и наблюдались признаки болезни. Он сам прошел через период духовного кризиса, и он его преодолел. А затем указал многим людям путь возвращения к православию”. Отец Ипатий, будучи еще мирянином, проявлял способности к живописи и учился на факультете монументально-декоративного искусства в одном из московских вузов. Но ему не были интересны ни портреты, ни пейзажи. “Меня почти сразу привлекли иконы, - говорит монах. - Они открыли мне новый мир”.

“Расстрел мне не грозил”

В 1970-е годы, уже слабеющий коммунистический режим, вспомнил о наследии, которое он до конца не разрушил в 1920-1930-е годы. В московской Третьяковской Галерее была выставлена “Троица” Андрея Рублева. “Когда Вы стоите перед рублевской “Троицей”, Вы видите Бога, - говорит отец Ипатий. - Доказать существование Бога нельзя, но показать это – возможно”. В 1973 году он решил креститься, что в те времена было смелым шагом. “Режим стал не таким суровым, и мне не грозили ни тюрьма, ни расстрел, - объясняет он. - Если бы об этом узнали в институте, меня бы отчислили. Но я был к этому готов. После крещения, я уже практически не видел для себя иного пути, как уйти в монастырь”. Тридцать лет спустя, отец Ипатий смотрит на поток паломников, осеняющих себя крестным знамением перед монастырскими церквями, и подходящими поцеловать его руку. “Да, российский народ возвращается к Богу, - радуется он, - Народ возвращается к корням, которые залегают так глубоко, что вырвать их оказалось невозможно. Люди понимают, что жизнь без Бога бессмысленна. Но подобные изменения не происходят в течение нескольких лет. Сейчас - поворотный момент истории. Впереди нас ждет еще много скорби”.

Тридцатидевятилетний отец Мефодий, более круглолицый и более улыбчивый, одетый в то же черное облачение, говорит, что к Богу его привела музыка. Десять лет назад он работал звукооператором в Москве, записывал празднества и концерты, и хорошо зарабатывал на жизнь. “Для тех времен я получал большую зарплату - 1000 долларов в месяц, - говорит он, до сих пор испытывая благоговение перед подобной суммой. - Если бы мне сказали, что я постригусь в монахи, я бы смеялся до колик”. Суетность и тщету своей жизни он осознал, когда получил в конце года премию. “У меня в руках оказалась толстая пачка долларов, и я стал думать, что буду делать с этими деньгами. Пойду в ресторан? Не было желания. Куплю одежду? Машину? Я не мог придумать, как их потратить. Поехать за границу? Я уже был в командировках в Англии, Германии и Дании, и мне не с кем было там словом перемолвиться. Создать семью? Я уже пробовал жить с женщиной . . . Но у меня не возникло желания быть с ней всю свою жизнь . . . “

Случай или промысел Божий завершили начатое. Однажды в их фирму пришел монах из Оптиной Пустыни, чтобы взять в аренду усилители. Оборудование нужно было сопровождать. Когда наш звукооператор оказался в монастыре, монах воспользовался случаем и окрестил его именем Мефодий. “Чтобы ты стал нормальным человеком”, - сказал монах. Новоиспеченный христианин по возвращении в Москву почувствовал, что переродился. “Крещение сделало из меня совсем другого человека. Я даже испугался”. Молодой звукооператор начинает ходить в церковь, причащаться, и чувствовать себя все более и более чужим в Москве. В 1998 году, через два года после крещения, он оставляет город и свои доллары и отправляется в Оптину Пустынь. “Здесь я обрел смысл жизни, - говорит он. - Я служу там, куда привел меня Господь”.

Дьявольские искушения

Монастырь - красивейшее и исполненное духовностью место, но жить в нем очень непросто, признает отец Мефодий. Распорядок дня - как в армии. Монахи встают в 5 часов утра, молятся и идут на литургию, которая продолжается до 9 часов утра. И все это на пустой желудок. Затем работа в поле, на огороде, или с паломниками, которые приходят на исповедь, просят крестить ребенка, соборовать больного или освятить машину. Но самое тяжелое, это не ритм жизни, не ее аскетичность, а “искушения”. “Чем ближе человек становится к Богу, тем больше усилий прикладывает Дьявол, чтобы вернуть его себе, - говорит Мефодий. - Он провоцирует нас на споры, посылает нам черные мысли, заставляет говорить, что наша работа не ценится . . . Мы здесь постоянно ведем войну”. На Пасху 1993 года борьба между Богом и Дьяволом в Оптиной Пустыни даже обрела материальное воплощение: в толпе верующих, празднующих воскрешение христово, оказался бывший “афганец”, ставший сатанистом, который нанес ножевые удары трем монахам. Строительство часовни, в которой покоятся их гробницы, было недавно закончено.

“Здесь без конца происходят чудеса”, - утверждает Мефодий. Люди даже собирают песок, в котором стоят свечи, и прикладывают его к своим больным местам. “Пока человека ничто не заботит, Бог ему не нужен. Но сегодня наблюдается возвращение людей к вере, - считает отец Мефодий - Правда, путь предстоит еще длинный. Многие люди больны, но считают, что им просто не хватает витаминов. Они не понимают, что страдают от своих грехов. Молодежь развращена . . . Все это идет к нам с Запада. Из России хотят сделать придаток Америки”.

Паломники XXI-го века не отличаются набожностью, особенно те, что приезжают в монастырь по выходным. Многие обвешаны фотоаппаратами и проводят время, увековечивая себя на фоне клумб. Они стоят, прислонившись к церковной стене, и звонят с мобильных телефонов, чтобы во весь голос сообщить кому-то, что они на экскурсии у монахов. Отец Андрей наблюдает за такими туристами снисходительно, но с долей беспокойства. “Иногда у меня создается впечатление, что я нахожусь в Парке Культуры и Отдыха (московский Парк Горького, известный своими аттракционами - прим. Liberation) . . . Здесь не хватает только каруселей, - с улыбкой говорит этот 57-летний монах. - Все эти золоченые купола и красивые церкви, которых сегодня много в России, производят обманчивое впечатление. Можно подумать, что церковь вновь обрела свободу. Но до настоящего момента не было покаяния за преступления коммунизма. А кто до сих пор покоится на Красной Площади, священной площади России? Останки дьявола! Человека, который говорил, что чем больше будет убито священников, тем лучше!”. Ленин, дьявол революции 1917 года, до сих пор спокойно лежит в своем мавзолее, который продолжают посещать тысячи туристов, некоторые возвращаются туда неоднократно.

“Знак зверя”

В лоне РПЦ монахи из Оптиной Пустыни слывут “консерваторами”. Некоторые из них со скандалом отказались, чтобы им присваивали ИНН, а также от новых российских паспортов, усматривая в них знаки Апокалипсиса. Ряд монахов, как, впрочем, и другие христианские общины, считают, что современные штрих-коды или другие регистрационные номера могут оказаться тем самым “знаком зверя”, о котором говорил святой Иоанн. Владимир Путин регулярно показывается в церкви, но, по мнению монахов из Оптиной Пустыни, он слишком “либерален”. “Я считаю, что Путин - православный только на словах, - резко говорит один из священников. - Он зажигает свечи, но по сути своей он типичный представитель западного образа жизни. Он ничего не делает, чтобы защитить наш народ от распутства. Он не борется с грехом, коим является аборт . . . Он считает, что религиозное образование в школах может быть лишь факультативным . . . “. По мнению другого монаха, Путин – “сторонник глобализации”. “Он считает Россию европейской страной. Но Россия - особая страна, особая цивилизация. Все члены правительства мечтают лишь об одном - жить, как на Западе. Им плевать на Россию”.

Пока еще не все гладко и блестяще под вновь позолоченными сводами Русской церкви. Далеко не все паломники, которые толпами приезжают полюбоваться восстановленными зданиями, являются верующими. “Я не верую, - признается одна из посетительниц монастыря, задержавшаяся у Казанского храма в ожидании своих друзей. “Я родилась в то время, когда вера была запрещена, - объясняет эта 46-летняя женщина, приехавшая автобусом из Москвы. - Возможно, когда-нибудь вера ко мне придет, но сейчас, к сожалению, я в Бога не верую”. К сожалению? “Да, я сожалею об этом, - говорит она. - С верой человеку жить легче”.

06 сентября 2007
Лорен МИЙО, Франция

Фотографии:
http://www.mitropolia-spb.ru
http://andrianov.org
http://zelonash.narod.ru

Текст:
http://www.inosmi.ru


Львов: на тополях появились образы Христа и Богородицы


Жители Львовской области стали свидетелями чуда

Вот уже несколько дней подряд у дороги возле села Добряны, расположенного в 40 км от Львова, постоянно останавливаются машины, приходят сюда и паломники. Они несут цветы, свечи. Здесь произошло чудо: на двух деревьях появились лики Христа и Его Матери.

"Когда солнце уже на закате, я тороплюсь сюда на вечернюю молитву, - рассказывает жительница села Добряны Галина Иванонько. - Изображение Богородицы на тополе в такое время суток выглядит как скульптурное изваяние, а на лике Иисуса Христа - страдание от боли за грехи наши".

Образ Спасителя первой увидела первоклассница Рома Еромченко из соседнего села Тернополье. Вначале она даже испугалась. Отец девочки снял изображение на мобильный телефон, показал видео родным, и новость тут же разлетелась по селу.

Оба старых тополя находятся на расстоянии 100 метров друг от друга, в один из них ударила молния, отчего дерево раскололось. На закате в вечерние часы под определенным углом хорошо просматривается голова Иисуса. А на другом тополе, на стволе, где отпала сухая кора, отчетливо видна фигура с наклоненной головой и сложенными в молитве руками. Это и есть образ Божией Матери, так полагают люди. Издали он напоминает Богородицу, которую на Галичине ставят в придорожных часовнях. "Я постоянно езжу этой дорогой на работу, - говорит молодой местный водитель. - Но никогда не замечал ничего подобного. А вот только что прямо мороз по коже прошел, когда разглядел лик Спасителя".

"Считаю, эти лики на тополях нам всем предупреждение, что много злобы и зависти друг к другу питаем", - считает пожилой житель села. Но с ним согласны не все. "Да радоваться мы должны этим изображениям, а не бояться, и говорить спасибо Богу, что урожай собрали! - считает бабушка Василина. - Не умеем мы быть Ему благодарными за все, вот Он нам о Себе и напоминает. Вы посмотрите телевизор - кругом у людей какие-то беды: ураганы, пожары, засухи, а у нас в округе все хорошо".

"Люди прикладывают к изображениям руки и чувствуют тепло, - отмечает Ольга Клым из Николаева. - Мне рассказал о чуде сын, и я специально приехала просить у Господа защиты от беды".

На месте необычного явления уже побывал сельский церковный хор, наведывались и священники из Львова. Они сфотографировали изображения Богородицы и Иисуса Христа, но пока ничего не комментируют, а только наблюдают. Зато люди свято верят, что это не оптический обман. И каждый день здесь молятся с полсотни паломников.

06 сентября 2007
Текст: http://www.newsru.com
Фотоизображение: http://kp.ua



Часть Креста Господня доставлена из Греции в Крым


В Симферополь (Крым) из Греции привезена одна из величайших святынь христианства - частичка Животворящего Креста.

Cвятыню у ворот строящегося в крымской столице собора Александра Невского встретили мэр Симферополя Геннадий Бабенко, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, священнослужители и верующие. Затем прошел крестный ход от собора до храма Трех Святителей, сообщили сегодня в пресс-центре Симферопольского городского совета.

Частичка креста, на котором был распят Иисус Христос, пробудет в Симферополе до 30 сентября.

07 сентября 2007
http://www.vz.ru


Иркутянка сохранила икону святого великомученика Пантелеимона и вернула ее в храм


Святыня вернулась в храм спустя 80 лет. Все это время старинная икона целителя Пантелеймона хранилась в семье иркутянки Зои Васягиной. Ее родственники в первой половине 20 века спасли образ из разрушенной церкви в поселке Кутулик Аларского района.

Икона великомученика Пантелеймона была написана в 1902 году на Святой горе Афон специально для кутуликского храма. Там ее почитали как одну из главных святынь. В тридцатых годах прошлого века церковь Иоанна Предтечи в поселке разрушили. Судьба этой иконы, как и других, была неизвестной. Оказалось, что целитель Пантелеймон благополучно хранится в семье иркутянки Зои Васягиной:

- Когда разрушали церковь, наша бабушка - моя свекровка - и ее мама пошли ночью, при луне, украдкой они все это выкапывали. Икону они выкапывали, было все засорено, даже вплоть до навоза, но они ее достали, доставали с трудом вот эти две женщины.

В эту же ночь икону отмыли в бане и спрятали в доме. Но позже все же повесили в красном углу комнаты. Перед смертью свекровь попросила Зою Васягину хранить святыню, которая стала семейной реликвией. Теперь женщина решила вернуть ее в храм:

- Хотелось подарить здесь в церкви, я рассказала всю суть... А потом случайно услышала, что там восстанавливают церковь, и я решила, все, я ее отдам, где она была. Пусть она там живет.

- Икона целителя Пантелеймона явилась нам в то самое время, когда она более всего нужна. Очень много нуждающихся в молитвенном представительстве святого великомученика. Много людей болеющих, много больных людей, много сирот, - говорит настоятель кутуликского храма Андрей Коробов.

Икона отлично сохранилась и не требует реставрации. Теперь в кутуликском храме каждую неделю будут исполнять акафист великомученику Пантелеймону. Считается, что масло, освященное перед его ликом, становится целебным.

07 сентября 2007
Анна ГРИЦЕВИЧ
http://vesti.irk.ru


В Александровке православные службы проходят в железном вагончике


Еще в 2005 году назад прихожане Свято-Михайло-Архангельского храма молились под открытым небом в Александровской роще Ростова-на-Дону. Сегодня храм в Александровке - это железный вагончик в 50 квадратных метров, который вмещает до 200 человек. Но на воскресные службы приходит намного больше. И чтобы люди могли наблюдать молебен, священнослужители нашли выход: по периметру церкви установлены микрофоны и камеры, и всю службу люди могут наблюдать на большом экране на улице.

В церкви много детей - работает воскресная школа.

Прихожане рассказывают о необыкновенно теплой атмосфере, царящей в храме. Настоятель - отец Андрей - собрал большую коллекцию святынь. Последнюю привез в сентябре - это единственная копия иконы Почаевской божьей матери на Юге России. Приложиться к святыне в Александровку теперь приезжают жители из разных уголков Ростовской области.

"Мы любим свой храм. Народу очень нужен большой храм. А в верхней Александровке его нет", - сетует прихожанка Алина Жукова.

Возвести настоящий белокаменный храм на месте этого прихода возможности нет. Администрация города пока не может отвести участок под строительство. Но прихожане верят, что чудо обязательно свершится.

07 сентября 2007
Текст и фотоизображение:
http://www.dontr.ru


Донбасс удивительный и удивляющий


… Другие достопримечательности, которые привлекают в этот регион туристов и паломников, - это мужской Свято-Васильевский и женский Свято-Николаевский монастыри, расположенные на одной территории в селе Никольское.

Раньше оно состояло из двух деревень - Никольского и Васильевки, в каждой из которых были красивейшие храмы: в Никольском - двуглавый в честь Николая Чудотворца (воздвигнут в 1911 г.), в Васильевке - в честь Василия Великого (построен в 1912 г.) с девятью куполами и уникальным фаянсовым иконостасом, стоимость которого по тем временам достигала четырех тысяч рублей золотом. После революции 1917 года храмы были закрыты: Никольская церковь долгое время использовалась как зернохранилище, а в Васильевском храме в 40-х годах богослужения возобновились.

Вторую жизнь оба храма обрели в конце прошлого века, когда в Никольское направили служить схиархимандрита Зосиму (впрочем, тогда он был еще иеромонахом и звали его Савватием). Этот известный старец и основал в Никольском вышеупомянутые монастыри, первыми насельниками которых стали его духовные чада. Были среди чад старца и богатые бизнесмены, которые по его благословению начали реконструкцию существующих церквей, строительство новых храмов и монастырских зданий. За короткое время были возведены несколько жилых корпусов, трапезный храм в честь Всех Святых в земле Русской просиявших, а также богадельня на сто человек. В 2001 году сестринской общине был придан статус Свято-Успенского Николаевского монастыря, а в 2002 году зарегистрирован и Свято-Успенский Васильевский мужской монастырь. В 2003 году были построены надвратная церковь с колокольней в честь Иверской иконы Божией Матери. Тогда же началось возведение Успенского собора (уменьшенной копии Успенского собора в Москве). Его строительство продолжается и по сей день.

Обители же стали местом паломничества тысяч православных верующих. Раньше они приезжали сюда не только для того, чтобы помолиться и поклониться многочисленным святыням монастыря, но и чтобы увидеть и услышать схиархимандрита Зосиму. Теперь же, после его кончины, приезжающие сюда первым делом спешат к усыпальнице старца, которого многие почитают за святого.

07 сентября 2007
Фотоизображение: http://www.ortodox.donbass.com
Текст: http://dkr.com.ua


Проект 4: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА


Кипр, деревня Калопанайотис


Деревня Калопанайотис ласково встретила нас солнцем, обилием цветов и домами с белеными стенами, нависающими в своей традиционной "многоярусности" над живописными узкими улочками, то убегающими прихотливо вверх по горным склонам, то стремительно обрывающимися вниз, в густую тень и рокочущую прохладу каньона. Уютно разместившись по склонам долины Сетрахос и укрывшись буйной растительностью от летнего зноя, деревня в самом сердце Троодоса трепетно хранит свою вековую гордость, свою историю...

Сегодня мы расскажем вам об этом удивительном месте, незаслуженно обойденном вниманием в отечественных путеводителях, но хорошо известном среди местного населения. Киприоты почитают святыни Калопанайотиса наравне с монастырями Ставровуни и Киккоc.

На противоположной стороне каньона, за мостом, находится уникальный архитектурный комплекс монастыря Святого Иоанна Лампадитиса — одного из главных монастырей на Кипре в средне-византийский, франкский и венецианский периоды. Старинные постройки монастыря покрыты глиняной черепицей (раньше в церковном зодчестве в кровельных работах использовался "гонт" — деревянные клиновидные дощечки с пазами в торцах). В состав монастырского ансамбля, входят:

- главная церковь, посвященная Св. Ираклидиосу, первому архиепископу Кипра (XI век);

- часовня Агиос Иоаннис (XII век), расположенная к северу от главного храма;

- позднейшая постройка в северной части, так называемая "Латинская" часовня (XV век). Примерно в то же время, в XV веке комплекс церкви был дополнен братским корпусом с южной стороны внутреннего двора; после соответствующих преобразований приобрел статус монастыря. Невысокие строения монастыря, образующие в плане замкнутое прямоугольное пространство, в наши дни находятся под охраной ЮНЕСКО (регист.номер 182), как один из наиболее древних памятников мировой культуры, интерьеры которого являют образцы византийской фресковой живописи. Сейчас монастырь не является действующим, но в церкви регулярно проводятся службы. Все здания музеефицированы и открыты для посещения. Особенный интерес из них представляет Музей Византийского искусства.

В собрании музея представлены старинные произведения византийской иконописи и других реликвий, принадлежавших монастырю, а также не сохранившихся деревенских часовен и церквей. Как вы знаете, история Кипрской Церкви всегда была тесно связана с греческим миром, с Византией, отсюда и сильное влияние Империи на иконографию и искусство острова в целом, причем не только классическое, но и современное, сочетающее в себе принципы западного пост-модернизма с фольклорными и византийскими мотивами.

Вообще на Кипре, долгие столетия служившем форпостом Византии и христианского мира от нашествий со стороны арабского Востока, как я заметила, Церковь не только играет важную роль в жизни людей. Иногда самым причудливым образом церковная легенда оказывается переплетена с языческой мифологией. Так, образ Церкви —Защитницы как внешней, так и внутренней, духовной жизни человека, нашел отражение в предании о любимом герое кипрского эпоса — великане Дигенисе "Дважды рожденном", который, бросив с вершины Троодоса обломок скалы на приближавшийся к побережью сарацинский флот, спас остров от вторжения.

К северу от монастыря, ниже по склону, вы найдете источник с целебной, и, как утверждают некоторые местные жители, чудотворной водой. Источников, если говорить точно, целых два — струящихся по обоим склонам у самого горного обрыва, к ним тянутся длинные и колючие лианы, облепившие стволы могучих деревьев. Оба источника заботливо укрыты в каменных пещерках, за которыми присматривает служитель, живущий по соседству.

А как только вы переедете мост, перекинутый над ущельем и соединяющий оба склона (откуда, кстати, необъяснимым образом деревня Калопанайотис напоминает мне предместья Рио-де-Жанейро), слева вы не сможете не заметить небольшой, выложенный камнем алтарь современной работы, с фреской. Этот алтарь — знак, отмечающий начало тропы, ведущей к еще одному почитаемому месту Калопанайотиса — месту, в котором, по преданию, Св. Ираклидиос в 45 г. от РХ был крещен самим Апостолом Варнаввой, принесшим христианство на Кипр. В те же годы, к слову, а именно в 45-46 гг. от РХ, Апостолом Павлом был обращен в христианство римский проконсул Сергий Павел.

Спускаясь по крутой тропе, в сумрачную и влажную тишину, нарушаемую лишь монотонным рокотом и всплесками воды, неосознанно проникаешься чувством глубокого благоговения. Замечали ли вы, что, посещая особенные в своей значимости для человечества места, пронзительно чувствуешь ту связь времен, о которой часто слышали раньше: это даже не столько связь эпох, времен или поколений (поскольку ощущение времени попросту исчезает), сколько чувство сопричастности событию или чуду...

По пути установлены небольшие алтари с образами Святого, Богоматери и Спасителя. А тропа вскоре внезапно обрывается над кручей, с которой можно созерцать памятное место.

Таким было путешествие в одну из деревень Троодоса, открывшую нам свой мир, сочетающий размеренность уклада, освященного традицией и поколениями предков, хранящими это место теплом своих рук и сердец, навсегда запечатленными в архитектуре домов и храмов, с типичной для небольшого туристического центра пестротой и деловитостью.

Монастырь Святого Иоанна Лампадитиса построен в честь местного святого. Иоанн Лампадитис хотел стать монахом, но его родители настаивали на браке. Родственники невесты, заподозрив Иоанна в колдовстве, отравили его. Молодой человек умер в возрасте 22 лет, а позже был причислен к лику святых. В церкви находится могила Святого Иоанна, а также фрески 12-го века в отличном состоянии.

Справка:

Деревня Калопанайотис находится на высоте 762 метра над уровнем моря. Наиболее известна своими сульфуристыми источниками, которые благоприятно действуют на систему пищеварения, а также рекомендуются для лечения кожных и ревматических заболеваний.

05 сентября 2007
Евгения КОНДАКОВА
http://www.cyprusadvertiser.com


Проект 5: МИКРОПАЛОМНИЧЕСТВА


Церковь Спаса Преображения в Тушине






Скоро большой праздник - Воздвижение Креста Господня.

Я предлагаю совершить паломничество в те храмы, где хранятся связанные с ним святыни. И начну с церкви Спаса Преображения в Тушине, где находится почитаемый мироточивый Животворящий Крест Господень.





Последнюю наверняка многие видели, ее трудно не заметить, проезжая по Волоколамскому шоссе или по железной дороге Рижского направления. Почти у МКАД, недалеко от платформы Трикотажная, зажатая с обеих сторон дорогами, стоит она, нарядная, украшенная мозаиками. Кто-то вспомнит ее прежнее запущенное состояние, ведь с 1935 по 1990 г. церковь была закрыта, его священники в 1937-м расстреляны, в 1950-х она лишилась колокольни и купола. Но после десятилетий страдания пришла большая радость – она стала первым храмом в Москве, освященным Святейшим Патриархом Алексием II после его интронизации (1990). С этого же года по 2000 были проведены основные работы по ее восстановлению.

Ранее на этом месте был Сходненский Спасо-Преображенский монастырь, известный с XIV в. В 1764 г. его упразднили, каменный храм XVI в., предшественником которого был деревянный, стал приходским. Его сменил нынеший, построенный в 1875-86 гг. по проекту архитектора В.О. Груздина (в некоторых источниках - Грудзинский; предполагался в качестве автора А.С. Каминский) в модном тогда русском стиле. Мозаики, так хорошо вписавшиеся в его облик, – современные. Они украшают ворота в храмовой изгороди, сам храм снаружи – почти в каждом стилизованном кокошнике есть какое-либо изображение, они сплошь покрывают внутри центральный объем. Сейчас, правда, работы в нем не закончены, но можно хорошо рассмотреть, находясь в трапезной, и крест в куполе, и огромную суровую и мощную композицию «Преображение» на восточной стене. Мозаика здесь уложена прямо на кирпичную кладку. Иконостас низкий, за ним видно мозаичное изображение Пантократора в алтарной апсиде. Поражает своими размерами и необычной формой паникадило – словно спустившаяся на четырех цепях древняя корона.

Стены большой трапезной сплошь расписаны, как это с древности велось на Руси. Здесь два придела – во имя Сергия Радонежского и святителя Николая. У них чудесные резные иконостасы.

Главная святыня – мироточивый Животворящий Крест Господень, находящийся недалеко от входа. Мироточил он два раза во время новейшей истории храма.

Справа от входа находятся чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и Матроны Московской, слева – Феодора Стратилата. В общем киоте образы св. Вонифатия, целителя Пантелеймона и Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Поклонившись Кресту и святым иконам, обязательно рассмотрите весь интерьер храма, буквально с пола до потолка. Под ногами в центре вы увидите неплохо сохранившуюся дорожку из старинной цветной метлахской плитки, а по бокам – современную мраморную мозаику. Над головами же у вас будут паникадила, украшенные - что вполне традиционно – изображениями серафимов и – что совсем не традиционно – цепями, образующими оригинальные, даже, пожалуй, изящные переплетения-узоры. От тонкой резьбы иконостасов трудно оторвать взор. Но еще труднее мне было отвести глаза от находящейся в Никольском приделе образа Казанской Божией Матери. Или Она не спускала с меня глаз?

Уходя, непременно обойдите храм, осмотрите мозаики и находящийся с его северной и восточной сторон дивный сад, сказочный благоухающий цветник и домик-теремок, как в сказке, выглядывающий из-за него.

Да, и вот еще что. В Преображенском храме очень неплохая иконная лавка, и – уж не знаю, мне ли повезло или всегда так – небольшой, но замечательно слаженно поющий хор.

Адрес – Волоколамское ш., д. 128

Проезд – от м. «Тушинская» автобусами 2, 266, 640 и многими другими (чаще всего ходит № 2) до ост. «Платформа Трикотажная» или по ж.д. до этой же платформы от Рижского вокзала или ст. м. «Дмитровская», «Войковская».

Богослужения утром в 8 ч., вечером в 17 ч., по воскресеньям литургии в 7 и 10 ч. Храм открыт ежедневно в течение всего дня.

Ольга САВИЧЕВА, Москва
Фотографии:
http://www.milost.ru
http://sacredmurals.com


Проект 6: КРЕСТНЫЕ ХОДЫ И ПЕШЕХОДНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО


Крестный ход "Дальний Восток - Москва"


Из дневника участника крестного хода Владивосток-Москва Артема Польгова

С 6 на 7 сентября ночевали в пос. Жирекен. Нас тепло встречали жители поселка, на ночлег помогла устроить Абрамова Елена Павловна, православная русская женщина, староста прихода храма Рождества Иоанна Предтечи.  В этих местах священников на все приходы не хватает, но окормляет это место иерей Алексей Вершинин. Братья ночевали в храме, сестры – в доме.

Утром 7 сентября совершили молебен – и снова в путь с Иисусовой молитвой. Наконец-то началась асфальтовая дорога! Очень долго мы шли по избитой дороге, с гравием, камнями, песком. Быстро изнашивается обувь, ноги у всех сбиты. А сегодня не шли, а просто летели. Конечно, с молитвой нет трудного пути, но сегодня ноги шли, как по воздуху.

Обедали на территории базы ЗАО «Труд», где нас вкусно накормили обедом. Обед помог организовать начальник базы Павлушенко Михаил Васильевич. Обед был очень вкусный, в дорогу нам еще напекли хлеба, булочек замечательные женщины, православные. Благодарим за гостеприимство и заботу также: Павленко Веру Федосеевну, Опалюк Екатерину Александровну, Удирякову Марину Александровну, Яковлеву Наталью Александровну, Шималеву Ольгу  Ольгердовну. Спаси Господи за ваши добрые сердца и хлебосольный стол! В этот день сотрудницы были без крестиков и наш крестоходец Павел Денисов каждой одел крестик.

В г. Чернышевске нас встречал отец Алексей и староста прихода храма Рождества Богородицы Мальцев Геннадий Павлович.  Мэр города Чернышевска Шемелин Андрей Викторович не только нас встретил, а и шел с крестным ходом и Богородицей по городу. Сказал добрые слова, поблагодарил, что крестный ход не обошел город Чернышевск, пожелал нам хорошего отдыха в предстоящие два дня и интересных встреч с жителями.

Хочется поблагодарить м сотрудников ДПС Чернышевского района, которые нас сопровождают. Очень хорошие ребята, среди них и одна девушка. Это: Ермолина Ирина Сергеевна, Коровин Сергей Анатольевич, Пыхтин Алексей Валерьевич, Молоков Антон Борисович. Спасибо им за помощь и хорошую организацию сопровождения по трассе!

В субботу 8 сентября большой праздник – Сретение Владимирской Божией Матери. Мы все будем два дня исповедываться и причащаться.

Спаси нас Матушка Богородица и проси прощения у Господа нашего!

07 сентября 2007
http://www.anflag.ru


Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство imcom.ru

Главная | Книги | Контакт

АРХИВ РАССЫЛКИ
ПРЕДЫДУЩАЯ
CЛЕДУЮЩАЯ