Выпуск 059
28.11.2008

По благословению Лонгина, архиепископа Клинского (РПЦ МП)

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Международный клуб православных паломников в честь апостола Иакова Зеведеева
Сайт редактора рассылки: http://www.palomnik.org

Другие издания редактора:


Путеводитель "ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ВСЕЛЕННОЙ"
Пешеходное, велосипедное паломничество и крестные ходы
Иди и смотри: "ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ"
Паломничество в Святую Землю
Наши тропы: "РАССКАЗЫ ПАЛОМНИКОВ"
Всего подписчиков: 648

CОДЕРЖАНИЕ


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)
28 ноября - КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Проект 2: СВЯТАЯ РУСЬ
РОССИЯ
В России замироточили портрет Алексия II и икона святого Алексия


НИЖНИЙ НОВГОРОД
Кровоточащая икона плачет о патриархе


Проект 3: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА
Из-за мирового кризиса под угрозой выселения оказался русский приход в столице Исландии

ЭСТОНИЯ: Письмо недели: как Алексий спас монастырь

БОЛГАРИЯ: издан двуязычный фотоальбом, посвященный чудотворным иконам страны

Проект 4: МИНИ - ПАЛОМНИЧЕСТВА
Облагодатствованная окраина, или Под покровом святителя Филиппа (Православные достопримечательности Переделкина)


Проект 5: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
Приглашение в Дюссельдорф


Проект 1: АКТУАЛЬНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПАЛОМНИКА (СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ)


28 ноября – КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖТЕЙ МАТЕРИ






Купятицкая икона Божией Матери явилась в 1180 году около села Купятич, расположенного в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии. Обретена икона в лесу, на дереве, крестьянской девушкой Анной, пасшей скот. Образ - в виде креста излучал необычайный свет. Крестьяне построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. Через несколько лет татары сожгли церковь.

Вторично икона обретена через много лет на месте сгоревшего храма случайным путником по имени Иоаким. Крестьяне перенесли крест-икону в сельскую церковь. Иоаким же остался при храме пономарем, по внушению Божиему. В начале ХVII века при церкви был устроен Купятицкий монастырь, который захватили в конце века католические, а затем - униатские монахи.

Православные иноки, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкой. Они перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор.

Купятицкая икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне креста изображена Богоматерь с Превечным Младенцем, на другой - Распятие.



Текст: http://www.hram-vlad-butovo.ru/kalendar/bmater/11/11.25_1.html
Фотоизображение: Википедия





Проект 2: СВЯТАЯ РУСЬ



РОССИЯ
В России замироточили портрет Алексия II и икона святого Алексия

В селах России замироточили портрет Алексия Второго и икона его святого покровителя. Об этом сообщают российские интернет-издания.

Во время заупокойной литургии в селе Нижняя Салда Свердловской области России на большом портрете Алексия II выступили капельки мира.

Прихожане называют это "божим знаком". Узнав, что в храме Александра Невского замироточил лик Алексия II, в Нижнюю Салду прибыл архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

"Возможно, миро означает слезы радости. Усилиями Его Святейшества произошло объединение Русской православной церкви, и Господь радуется за детей своих", - сказал он.

Портрет Алексия II появился в церкви Нижней Салды четыре года назад. Проходя мимо церковной лавки при храме Христа на Крови в Екатеринбурге, настоятель отец Михаил Парыгин увидел на витрине портрет главы Русской православной церкви в деревянном окладе.

Образ патриарха установили рядом с иконостасом. Верующие уже тогда молились на него, словно на святой образ.

Раб Божий

А в церкви села Устьянчики под Алапаевском заплакала икона преподобного Алексия, человека Божия. Капли божественной миры проступили на нимбе святого и потекли по лику.

"От иконы исходит сильный необычный аромат, так может пахнуть только миро", - говорит настоятель Свято-Троицкого храма Свердловской области отец Алексей.

Потеки на святом образе заметила одна из прихожанок. Увидев, как по холсту маленькой струйкой сочится вода, она попыталась смыть капли, однако слезы появлялись снова. Прихожанка тут же рассказала о случившемся батюшке.

"Икона святого Алексия, человека Божия, замироточила накануне смерти патриарха, предвещая нам о невосполнимой утрате. Отец наш умер", - сказал отец Алексей.

Напомним, патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй сегодня, 9 декабря, был похоронен в Благовещенском приделе Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора Москвы.

Как сообщалось ранее, в Москве проститься с патриархом пришли около 80 тысяч человек. Порядок во время траурных мероприятий обеспечивали около шести тысяч милиционеров.

Напомним, 5 декабря Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 18 лет возглавлявший Русскую Православную Церковь, скончался на 80-м году жизни. Причиной смерти Алексия II стала сердечная недостаточность.

По материалам: Вовремя.info, Lifе.ru
http://korrespondent.net/russia/673378
Фотоизображение: Википедия: икона Алексия,. человека Божия




НИЖНИЙ НОВГОРОД
Кровоточащая икона плачет о патриархе

Во время прощания с предстоятелем Русской православной церкви Алексием ll в храме Рождества Богородицы замироточила кровоточащая икона Спаса Нерукотворного, на котором изображен лик Христа.

Икона заплакала во время заупокойной службы. Капли миро появились на правом углу киота, где по преданию, сохранилась кровь Христа и начались стекать по лику Спасителя.

- От мира образ Христа покрылся кровяными разводами - слезами Спасителя, - говорит настоятель церкви отец Валерий. - Так Господь явил нам чудо, дав знак, что праведник стоит у престола Божьего.

Лик

В день похорон патриарха Алексия II прихожане нескончаемым потоком шли в нижегородский храм Рождества Богородицы, где проходила панихида по усопшему. В церкви зажгли тысчи свечей об упокоении души новопреставленного раба Алексия. В течении пяти часов, пока шла заупокойная литургия, образ Спасителя продолжал мироточить.

- Мироточение - есть божий знак, это светлые слезы господни о рабе своем, - продолжает батюшка. - С одной стороны нас постгло великое горе, ведь умер отей наш, с другой стороны - он ушел от нас в жизнь вечную и это большая радость.

Текст: http://life.ru/video/7936/
Фотоизображение: Википедия: патриарх Алексий II



Проект 3: ЗА ГРАНИЦАМИ БОЛЬШОГО ОТЕЧЕСТВА

Из-за мирового кризиса под угрозой выселения оказался русский приход в столице Исландии




Последствия экономического кризиса в Исландии напрямую коснулись российских соотечественников, проживающих в этом островном государстве: под угрозой выселения оказался временный православный храм во имя Святителя Николая в Рейкьявике.

"Домовый храм находится во временно арендуемом помещении недалеко от российского посольства. Аренду оплачивал исландский бизнесмен, не являющийся православным человеком, но уважающий русскую культуру, он также спонсировал возобновление изучения русского языка в университете Исландии", - сообщил корреспонденту "Интерфакс-Религия" настоятель русского прихода в Рейкьявике священник Тимофей Золотуский.

По его словам, в результате проведенной правительством Исландии в середине октября национализации трех крупнейших банков в стране "жертвователь, поддерживавший общину, лишился и своего банка, и возможности помогать приходу".

Вслед за этим владелец здания, где ныне расположены храм и квартира отца Тимофея, сообщил, что в связи с утратой спонсора храм, а заодно и семью священника "настойчиво просят поискать денег за аренду нынешнего помещения или поискать себе другое пристанище".

"На повестке дня встал вопрос о том, что домовый храм, в который в течение трех лет, и особенно сейчас, во время кризиса, практически ежедневно приходят люди в поиске духовного утешения, придется закрывать", - посетовал собеседник агентства.

По его данным, за семь лет, прошедших с момента регистрации Свято-Николаевского прихода, численность прихожан возросла более чем втрое, а храм стал духовным центром, где собираются на общую молитву православные верующие, прибывшие в Исландию не только из России, но также из Белоруссии, Украины, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Болгарии, Сербии, Словакии, Румынии, Польши, США и других стран.

Прихожане собирают средства для продления аренды и сохранения храма, но даже с учетом помощи, поступающей из Москвы, этих денег недостаточно: не хватает еще около 1200 евро в месяц, сказал отец Тимофей.

Тем временем городской совет Рейкьявика выделил участок для постройки русского храма в черте города. Участок выделен в аренду сроком на 50 лет с последующим продлением еще на 50. На строительство церкви отводится четыре года: два - на оформление документации и столько же - на строительные работы "под крышу". Если община в этот срок не уложится, договор на землю будет аннулирован.

Одновременно с выделением участка приходу поступило предложение о выкупе дома, расположенного на участке, примыкающем к будущему месту возведения храма. Это здание почти идентично занимаемому приходом ныне, поэтому в случае выкупа могло бы стать временным храмом, а после возведения церкви – приходским домом. Тогда строительство будет проходить на глазах у верующих, будет ощущаться как "наше" и будет постоянно освящаться молитвой прихожан, а это место прочно закрепится в сознании исландцев как постоянное место православной церкви.

Одним из вариантов решения проблемы мог бы стать выкуп спонсором указанной недвижимости даже не для прихода, а в качестве вложения собственного капитала с последующей сдачей приходу в аренду на льготных условиях на срок, необходимый для строительства храма и приходского дома. В результате кризиса курс исландской кроны относительно доллара за последнее время сильно упал, что привело к существенному удешевлению цены дома в долларах. Как следствие, сейчас удобный момент для приобретения недвижимости в Исландии, и такое вложение может представлять интерес для деловых кругов, считает отец Тимофей.

"Необходимо признать, что выделение участка произошло в самое неблагоприятное время, ибо теперь на первый план вышел вопрос о поиске источников финансирования строительства первого в стране русского православного храма, что в условиях финансового кризиса, особенно сильно ударившего по Исландии, является очень проблематичным", - отметил отец Тимофей.

Приход Московского патриархата в Рейкьявике был образован решением Священного Синода 6 октября 2001 года. Архипастырское попечение о приходе было поручено представителю Московского патриархата в Германии архиепископу Клинскому Лонгину. Сразу же после этого по инициативе владыки в городской совет Рейкьявика была направлена заявка на предоставление участка.

В 2002 году к процессу подключилось высшее руководство обеих стран.

По словам отца Тимофея, важную роль сыграла активная позиция посла России в Исландии Виктора Татаринцева и его предшественников - Александра Ранних и Анатолия Зайцева.

Вопрос о выделении участка неоднократно поднимался во время визитов и переговоров делегаций различного уровня, в том числе возглавляемых вице-спикером Госдумы Любовью Слиской, а также руководителями департаментов правительства Москвы Георгием Мурадовым и Юрием Коростелевым.

В июле 2007 года было подписано соглашение о намерениях между приходом и городским советом. Соглашение доставил в Москву и вручил председателю Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу мэр Рейкьявика Вилхьямур Вилхьялмссон.

Источник информации:
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27422
Фотоизображение: Вид Рейкьявика, Википедия. Автор фотографии: Karl Gunnarsson




ЭСТОНИЯ: Письмо недели: как Алексий спас монастырь


В эти дни в связи с кончиной патриарха Алексия II упоминалось, что он спас от закрытия Пюхтицкий монастырь. Но мне кажется, что люди не до конца отдают себе отчет, насколько это было реально.

Вот уже два года я ухаживаю за могилами строителей храмов, в том числе тех, кто строил Пюхтицкое подворье в центре Таллинна. Оно было снесено в 1959 году по указанию богоборческой власти. У меня на глазах иконы, прочее церковное имущество грузили в крытые брезентом грузовики и уво¬зили. Но могилы создателей подворья содержатся в порядке.

Часто я навещаю и захоронение владыки Иоанна (Алексеева), бывшего архиерея Таллиннской епархии, в которой я некогда служил водителем. Годы архиерейства Иоанна в Эстонии, а позднее в Горьковской епархии, совпали с периодом гонения властей на церковь. Тогда и было уничтожено Пюхтицкое подворье с Введенским храмом. Сам монастырь в Куремяэ едва не превратили в дом отдыха для шахтеров. Там уже все распланировали для этого, уже была отобрана гостиница при входе в монастырь, в которой разместили медпункт. Объект уже числился на балансе Министерства здравоохранения.

Владыку Иоанна, который очень уж этому сопротивлялся, отправили в Горький. На его место прислали Алексия (Ридигера). Но власти просчитались, думая, что молодой Алексий не посмеет им перечить.

На словах он и не перечил. Просто всех перехитрил. Для начала попросил отложить открытие дома отдыха в монастыре под предлогом, что не хотел бы начинать свое епископское служение с такого неприятного для верующих решения. А сам, пользуясь своими связями в Московской патриархии, стал направлять в монастырь зарубежные делегации.

Они ехали одна за другой, в результате слава о гостеприимстве и красоте Пюхтицкого монастыря множилась с каждым днем. В конце концов стало ясно, что закрыть монастырь уже немыслимо, и обитель оставили в покое.

Сегодня, приезжая в Пюхтицкий монастырь, входя в его прекрасные храмы, я не могу нарадоваться, что обитель ни на день не была закрыта, спасена от надругательства и осталась духовным оплотом для всех верующих в Эстонии.

Текст: Владимир Петров
Источник информации:
http://rus.postimees.ee/121208/glavnaja/mnenie/45605.php




БОЛГАРИЯ: издан двуязычный фотоальбом, посвященный чудотворным иконам страны


Четыре епархии Болгарской Православной Церкви совместно с благотворительным фондом «Духовность» к рождественским праздникам подготовили и выпустили двуязычный фотоальбом «Самые известные чудотворные иконы Болгарии» (на болгарском и русском языках).

В альбоме рассказывается история 17 чудотворных икон Болгарии. Также содержится информация о том, в какой обители или храме хранится святыня, контактная информация и схема проезда, сообщает Православие.Бг.

Составитель альбома — богослов Дарин Алексиев, редактор — митрополит Сливенский Иоанникий. Консультанты — митрополит Неврокопский Нафанаил, митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Пловдивский Николай и eпископ Знепольский Иоанн.

В альбом вошли изображения чудотворных икон Пресвятой Богородицы из пяти монастырей — Рыльского, Бачковского, Троянского, Роженского и Арбанасского, из православных храмов в Несебре, Асеновграде, Горном Водене, Врачеше, Старой Загоре и Пазарджике. В издание включены иконы святого великомученика Георгия Победоносца из Хаджидимовского и Поморийского монастырей и из храма в Ямболе, икона святого архистратига Михаила из Ловеча, чудотворный образ святого Мины из Софии и икона святого Иоанна Богослова из Карнобата.

«Иконы помогают согласно нашей вере и делам. Когда мы не получаем желаемое в молитвах, не надо хулить Господа или святую икону. И если Бог не исполнит нашу молитву немедленно, нужно знать, особенно при болезнях или других страданиях, что этим не нарушается и не оскудевает Божия любовь и промысел для нас. В свое время Он даст нам и исполнит то, что нужно для нашего спасения», — пишут составители в предисловии к альбому.

Источник информации: Патриархия.Ру
http://www.patriarchia.ru/db/text/508885.html





Проект 4: МИНИ - ПАЛОМНИЧЕСТВА


Облагодатствованная окраина, или Под покровом святителя Филиппа


Православные достопримечательности Переделкина

(продолжение цикла мини-паломничеств к Кресту Господню, нач. см. в №№ 44, 46, 48, 50, 53, 55 57).


Про Переделкино наверняка каждый слыхал. Еще бы – писательский дачный поселок, что ни дом (ну, или через дом) – известное имя. Три дома-музея на сегодняшний день (Чуковского, Пастернака, Окуджавы). На Переделкинском кладбище похоронены Пастернак, Чуковский, Тарковский и другие деятели русской культуры. Большое Переделкино – особый мир, о котором очень задушевно и подробно рассказывает сайт http://www.peredelkino-land.ru . Этот мир включает в себя и писательский поселок, числящийся по Московской области, и ставшие Москвой Солнцево и Ново-Переделкино, и почти сгинувшую усадьбу Измалково…

Доехать до Ново-Переделкина можно на электричке до станции Переделкино или на автобусах и маршрутках от «Юго-Западной», «Беляева», Проспекта Вернадского». Особенно много транспорта идет от «Юго-Западной». Но чтобы не блуждать в незнакомых местах, а сразу попасть на объект (ведь сегодня я опять приглашаю всех прикоснуться к частице Животворящего Креста), удобнее всего сесть на автобус-полуэкспресс № 830, 830с у станции метро «Проспект Вернадского», точно напротив скульптуры космонавта.

На фотографии - храм Благовещения

Тридцать минут пути - пустяк по московским меркам – и вы выходите на остановке «Храм Благовещения». Он на другой стороне улицы, скрыт за высоким домом-подковой (№ 11 по ул. Лукинской) и за густо разросшимися деревьями. Деревья, наверное, выросли сами, а вот ухоженные газоны с цветниками – дело чьих-то заботливых рук. Чтобы не было покушений на эту красоту – на газонах серьезные таблички. На дворе церковная лавка, тесноватая. Чтобы люди не толпились и не толкались, рядом специальное место под навесом для написания записок.

Храмовое здание – с иголочки. Войдем внутрь. Справа стенд со старыми – да нет, не такими уж и старыми – фотографиями. Только глядя на них можно понять, каких огромных трудов стоило восстановить храм - в 1991 г. Церкви было не здание возвращено, а ужасающие руины. И хорошо, что хоть кое-как стены сохранились, могло бы и следа не остаться – в 1988 г. храм был определен к сносу. Он и сейчас еще во многом нуждается.

Деревянная Благовещенская церковь в селе Федосьине известна с 1627 г., нынешний облик храм приобрел в 1854-м. Улица Федоьсино (именно так, не Федосьинская!), проходит рядом. А храм, который называется Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине (Солнцеве), числится по Лукинской, напоминающей о поселке Лукино. Или об усадьбе Лукино, которая находилась по другую сторону ж.д. И если с Федосьиным все понятно, то Солнцево – название подмосковного города, недавно включенного в состав столицы, - кажется притянутым за уши. Такой вот очередной московский топонимический выверт.

Но вернемся в храм. На правом столпе трапезной нас встретит икона святых Вонифатия, Пантелеимона, Трифона. Пантелеимон и Трифон – целители, врачи безмездные (см. о них № 57 ), а святой мученик Вонифатий, живший во времена Диоклетианова гонения, считается помощником при известном российском недуге. Он «был рабом у богатой и знатной римлянки Аглаиды, - рассказывает его житие. – Будучи христианами по имени, Вонифатий и госпожа его жили беззаконно, постоянно нарушая заповеди Христовы и предаваясь страстям своим». Однажды Аглаида пожелала иметь у себя мощи какого-либо святого и построить во имя его церковь. (Напомним, что церкви первых веков христианства только на мощах и создавались, так что желание Аглаиды не было ее странной прихотью, оно свидетельствует о ее осведомленности. От тех древних времен – непременный атрибут храма – антиминс – плат с зашитыми в него частицами мощей, без которого нельзя служить литургию, более того, литургию можно служить где угодно, если есть антиминс.) Аглаида послала Вонифатия купить мощи у язычников. Прощаясь с госпожой, он сказал как бы в шутку, а на самом деле невольно прозрев свое будущее: «А если я не найду мощей и меня самого замучают, примешь ли ты с честью тело мое?»

На фотографии: "по газону ходить грешно и стыдно"

Он прибыл в город Тарс, как раз когда там на площади истязали христиан. Вонифатий бросился к ним, лобзая их ноги, просил их святых молитв и исповедал себя христианином. Конечно, его тут же взяли под стражу, пытали и наконец отсекли ему голову.

Спутники Вонифатия не сразу хватились своего пропавшего товарища, так как знали его склонность к винопитию и гульбе. После долгих расспросов и поисков они нашли и выкупили его тело, привезли в Рим, где Аглаида погребла его с честью, выстроила над могилой храм и, раздав имущество, покаявшись во грехах, стала жить при нем в великом благочестии. По замечательному стечению обстоятельств, точнее после перехода на новый стиль, день памяти св. Вонифатия приходится на похмельное 1 января.

Тут я хочу напомнить о похожей иконе, с позволения сказать той же направленности, вернее, о находящихся в общем киоте образах св. Вонифатия, целителя Пантелеимона и иконе Божией Матери Неупиваемая Чаша в храме Спаса Преображения в Тушине (см. № 44).

В правой же части трапезной Благовещенского храма стоит ковчежец с мощами священномученика Ермолая, Игнатия Богоносца, святого мученика Трифона, святых Феодора Стратилата, Евстафия Плакиды (его удивительное и поучительное житие советую прочитать здесь: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1569.htm, память его 3 октября), преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобномученицы Евпраксии, преподобных Стефана в Варлаама Махрищских, младенцев, в Вифлееме избиенных. Здесь же и частица Креста Господня. Все эти святыни уместились в трех небольших крестах, лежащих под стеклом.

На фотографии: часовня во имя святителя Филиппа

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, вся в благодарственных приношениях, висит на дальнем левом столпе.

По своей иконографии она очень похожа на Владимирскую. Так же как и Владимирская, Феодоровская - считается – написана евангелистом Лукой. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор. Всю жизнь она сопровождала князя Александра, потом перешла в его брату Василию. После кончины последнего икона находилась в Костроме, ее почитание было восстановлено в начале XVII в., когда ею благословила инокиня Марфа своего сына Михаила Романова, избранного в 16 лет царем Руси, и стала с тех пор эта икона покровительницей новой правящей династии. (Подробности: http://days.pravoslavie.ru/Life/life643.htm).

Справа от иконостаса, в простенке замечательная икона Благовещения. Жест правой руки Марии – живой, говорящий. В нем и испуг, и радость, и невольное в первый миг отстранение – кто это вдруг предстал передо Мной? – это и жест приветствия, и невольное движение руки к уху – ась? – чтобы лучше слышать.

Помолившись у святынь, пойдем по улице Лукинской вправо, в направлении станции. Дорога не идеально приятная: Переделкино строится! Она идет вниз. Вот вправо отходит пешеходная асфальтовая дорожка и выводит к мосту над рекой Сетунью. Если дальше идти по дорожке, она приведет к станции. А мы пойдем направо, туда, где на берегу стоит высокий белый крест. Он отмечает освященный родник. Если пройти чуть-чуть вдоль берега, будет еще один такой же, от него рукой подать до третьего.

На фотографии: келейные корпуса

Когда я в первый раз вышла на станции Переделкино, предварительно изучив карту, меня вдруг неудержимо потянуло пойти не по улице, а по малозаметной асфальтовой дорожке между заборами, начинавшейся справа от торгового здания. Там пахло деревенскими задворками - влагой, лопухами, крапивой. Слева сначала журчала, а потом и показалась под крутым берегом Сетунь – знакомая река. Он течет отсюда в Москву-реку через Москву-город. Бежит частью через промзоны, через Кунцево, невдалеке от церквей Николая в Троекурове и Спаса Нерукотворного на Сетуни, (см № 46) петляет в Давыдкове, принимает в себя воды Раменки, наконец, извернувшись сердечком (это она огибает Сетуньский стан, где собираются любители исторических реконструкций, боев на мечах), впадает в Москву у Краснолужского моста, можно сказать, напротив Новодевичьего монастыря.

Дорожка вывела меня к белому кресту, возвышавшемуся на поросшей травой поляне. Рядом с ним в тени прибрежных деревьев стояла часовня во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, покровителя этих мест.

Тут же обнаружилась и еще одна постройка, по виду напоминавшая кирпичную дворовую уборную, а по конструкции – пляжную раздевалку, причем оч-чень экономно построенную – буквально не развернуться. Внутри постройки журчала вода. Это купальня – объяснили мне местные молодые люди. Они же рассказали, что здесь, по берегам Сетуни, несколько ключей, отмеченных крестами, а подальше при одном из них есть купальня большая.

Часовня и малюсенькая купаленка построены в 1994-1995 гг. на средства благотворителя, о чем свидетельствуют таблички на стене часовни и… на асфальте перед входом в купаленку.

Я заглянула в нее – темень, только журчит где-то вода да смутно белеет пластмассовое ведро. Видимо, купание должно осуществляться путем обливания из него. Пошарив во тьме в направлении звука, натолкнулась на струйку воды, вытекавшую из трубочки. Вода на запах и вкус была железистой, и там, где она выливалась из-под купальни, был рыжий осадок. Такая же она и в других здешних родниках.

На фотографии: храм Спаса Преображения

Следующий крест, тоже посреди поляны, открылся взору почти сразу же, как я покинула первый. Рядом слышались голоса еще не разгулявшейся компании, скрытой высокой травой. Возле креста прямо из земли выходила труба, из нее лилась мощная струя холодной воды, под которую был аккуратно подставлен пакет с пивными и водочными бутылками.

Еще несколько десятков метров вдоль реки – и третий крест над родником, его-то вы и увидите первым, если пойдете сюда со стороны Благовещенского храма.

Итак, я описала два возможных маршрута: автобусом от «Проспекта Вернадского» до храма, далее к реке и родникам, потом к станции или то же самое в обратном порядке.

Остановка автобусов возле станции Переделкино слева от ж.д., если смотреть по направлению движения от Москвы. От станции непосредственно к Благовещенскому храму можно подъехать на автобусе № 809; маршрутка № 343, автобусы № 746, 812 немного не довезут, надо выходить на остановке «Лукинская улица». В обратную сторону – соответственно. Пешком – минут 20 бодрым шагом, если не задерживаться у родников.

Богослужения совершаются вечером с понедельника по субботу в 17.00, утром не каждый день, в 7.45 или 8.30; церковная лавка открыта ежедневно с 8 до 19.

Если же, приехав на из Москвы станцию Переделкино, вы пойдете не влево от ж.д., а сразу от переезда направо, то тут же увидите красивые (закрытые) ворота в стене, окружающей резиденцию Патриарха.

Сайт управы района Ново-Переделкино дает о них такую не вполне внятную информацию информацию: «Еще с полотна железной дороги видны парадные ворота храма (?). В столбы-башенки ворот вмурованы камни. Камни эти непростые. После разрушения часовни Филиппа (?) они лежали грудой, - по желанию патриарха Алексия (?) эти камни употребили для возведения башенок при восстановлении усадьбы, как память о пребывании Филиппа на Соловках».

Возьмем у стены левее, повернем за угол – ах! – теремок сказочный, домик пряничный, вписанный в стену, откроется изумленному взору. Это келейные корпуса. Далее – храм Спаса Преображения.

Здесь было село Лукино, принадлежавшее боярскому роду Колычевых, из которого происходил Феодор, будущий митрополит Филипп. Вот поэтому он и считается покровителем здешних мест.

Молодой, знатный, способный, приближенный царя… А вот запали ему в душу слова евангельские о том, что нельзя служить двум господам, ибо в этом случае одному будет нерадеть – и выбрал своего господина, единого Господа. Ушел из дома в одежде бедняка на Север. В Соловецком монастыре прошел путь от простого монаха до игумена. Кем благоустроен Соловецкий остров? При ком выкопаны каналы, соединяющие множество островных водоемов? Всё он. И на любой карте Соловков – Филипповские садки – хитрый загон для рыбы. Царем Иоанном Васильевичем, прослышавшим о его великих трудах и благочестии, назначен митрополитом Московским. Тем же царем за справедливое обличение унижен, заточен, по царскому приказу убит. Таково вкратце его житие. (Подробнее: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6898.htm, http://days.pravoslavie.ru/Life/life179.htm).

На фотографии: храм Воскресения Христова

Первые сведения о храме Спаса Преображения относятся к 1646 г. Нынешнее здание было сооружено в 1819 г. графиней Разумовской. С северной стороны - семейная крипта, над ней – храм во имя святителя Филиппа. Его построил в 1880-е гг. в своем любимом и в то время модном русском стиле тогдашний владелец усадьбы барон М.Л. Боде, женатый на наследнице рода Колычевых. Ему было разрешено принять фамилию и герб Колычевых, чтобы эта славная фамилия не исчезла, так как к середине XIX в. род Колычевых по мужской линии пресекся. Он же и всю усадьбу выстроил в том же русском стиле, и последний приют нашел здесь.

После революции все постройки разрушались. Восстановление началось с конца 40-х – середины 50-х, когда сначала Спасо-Преображенский храм был передан Церкви, а позже здесь расположилась патриаршия резиденция. Внутри храма охватывает чувство старины, намоленности. А ведь с конца 1930-х по 1949 г. храм был закрыт. Здесь темно, тесновато, но как же не хочется отсюда уходить!

При входе – как водится – свечной ящик. Дальше – два придела. В правом на стене роспись: мужчина в латах пал на колено, смотрит вверх, а оттуда к нему надпись протянулась, почему-то вверх ногами. Проявив терпение, можно прочитать: «Савле, Савле, почто мене гониши?» Так, понятно. Это придел святых Петра и Павла.

Левый посвящен великомученице Варваре. Там на стене роспись – перенесение мощей святителя Филиппа (подробности: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4143.htm). Рядом замечательная современная икона блаженной Ксении Петербургской. Обычно ее изображают стоящей во весь рост на фоне условного Петербурга. А тут – злой балтийский ветер рвет алую одежду и волосы женщины, изображенной по грудь, мешает ей идти, а она все равно идет, преодолевает непогоду, с усилием идет по Петербургу, который весь представлен условным мостом, но узнаваем. И все это – в традиционной иконописной манере, икона это, а не живопись, хоть и Питер, а все же горний мир.

Дальше пространство храма сужается, сдавливается мощными столпами. В левом дверка, за ней темная ниша, несколько лампадок теплятся. Сюда заходить нельзя.

На фотографии: купальня на берегу Сетуни

За столпами основное пространство храма, здесь большой иконостас, иконы в басменных окладах… Веком этак шестнадцатым веет… Слева от иконостаса чтимая Казанская.

Еще чтимая богородичная икона в этом храме – Иверская. Она находится в отдельном углубленном помещеньице напротив правой части иконостаса.

Да, устройство этого храма очень своеобразное при том, что все-таки традиционное. Входов-выходов у него три: главный на западе и два по бокам основного объема. Пойдешь к двери направо – не минуешь Иверскую. Пойдешь налево – попадешь в придел святителя Филиппа, митрополита Московского. Если выйдешь на улицу через него и оглянешься – опять ах! – сказочные изразцовые полуколонки, яркие, узорчатые, украшают снаружи здание, а наверху главки – как на соборе Василия Блаженного. Вот что Боде-Колычев выдумал. Литургия в Спасском храме совершается в 7.30, по воскресеньям в 6.30 и 9.30, вечерние богослужения ежедневно в 18.00. Служат монахи Троице-Сергиевой лавры.

В недалеком будущем тут появится еще один храм – Игоря Черниговского – с такими же сказочными главками, да и вообще весь под стать келейному теремку. Пока его можно видеть на плакате, укрепленном на солидном заборе, за забором шумит строительная техника, значит, дела идут. Святой Игорь пал жертвой княжеских усобиц в середине XII в. (житие: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1567.htm).

А рядом, где вход на Переделкинское кладбище, еще одна стройплощадка заросла бурьяном. И никакого шевеления вокруг свежепостроенного, но не вполне законченного храма Воскресения Христова. В нем тоже переосмысливаются мотивы древнерусского зодчества. Главный архитектор проекта А.А. Анисимов - автор нескольких интересных храмовых зданий, он же глава Товарищества реставраторов. Зайдите на их сайт tovrest.ru, хотя бы на первую страницу – не пожалеете.

Ну, и в Переделкино непременно съездите, не пожалеете тоже.

Закончить это паломничество можно посещением большой купальни на берегу Сетуни. Даже если она будет закрыта, вы сможете увидеть возле нее чудесный родничок, живой и трогательный. На дне заполненной водой ямки тихо, беззвучно кипит песочек – вырывается из-под земли вода. Рядом большой каменный крест, из подножья которого льется та же водичка.

К купальне ведет тропинка вдоль правой стороны железнодорожного полотна (если стоять спиной к Москве), она начинается сразу за переездом. Ходьбы – несколько минут.

Текст и фотоизображения:
Ольга САВИЧЕВА, Москва




Проект 5: ОБЪЯВЛЕНИЯ, ПРИГЛАШЕНИЯ, РАЗНЫЕ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ


ПРИГЛАШЕНИЕ В ДЮССЕЛЬДОРФ


Клуб паломников в честь апостола Иакова Зеведеева (Дюссельдорф, ФРГ) начал принимать в гости русскоговорящих православных паломников, желаюших помолиться православным святыням, хранящимся в этой стране и которых, по нашим примерным подсчетам, насчитывается более 300.

В вашем распоряжении дешевые ночлег, ванна, кухня, международный телефон, компьютерная связь...

Всего за 35 евро группа паломников из 5 человек может без проблем добраться из Дюссельдорфа за сутки до любого уголка Германии и потом за такую же сумму вернуться обратно в Дюссельдорф.

Дюссельдорф, как столица крупнейшей промышленной земли Германии и город-побратим Москвы, имеет прекрасную прямую круглосуточную воздушную, автобусную и железнодорожную связь с российскими Москвой и Питером, столицей Украины Киевом и другими восточно-европейскими странами и городами.

Мы поможем вам получить дешевую гостевую или командировочную визу. Пользуйтесь льготными услугами Клуба паломников.

В настоящее время принимаем заявки на весну 2009 года и далее.

На фотоизображении: конверт с крестом – место хранения частицы мощей чудотворца Николая, привезенной в Дюссельдорф из Бари нашими паломницами. Рядом в небольшой емкости с изображением креста - частица Животворящего Древа Господня.





Контакт:


Сайт редактора рассылки здесь
Редактор еженедельника ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, Алексей Потупин a[a]palomnik.org

Программирование и веб-дизайн интернет-агентство http://www.imcom.ru