Энциклопедия Святой Земли
Экскурсионно-краеведческий путеводитель и справочные сведения по Святой Земле. |
Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:
ПРОВИНЦИИ ПАЛЕСТИНСКОЙ АВТОНОМИИ (2020 год) 1. ВИФЛЕЕМ: Муниципалитеты: * Баттир * Бейт-Фаджар * Бейт Джала * Бейт Сахур * Бейт Лахм (Вифлеем) * аль Дауха * Хусан * аль-Хадир * Нахалийн * Туку * аль-Убейдия * Заатара 2. ГАЗА (в Секторе Газа) 3. ДЕЙР ЭЛЬ-БАЛАХ (в Секторе Газа) 4. ДЖЕНИН 5. ИЕРИХОН 6. ИЕРУСАЛИМ 7. КАЛЬКИЛИЯ 8. НАБЛУС (Сихем, Шхем) 9. РАМАЛЛА и ЭЛЬ-БИРА 10. РАФАХ (в Секторе Газа) 11. САЛЬФИТ 12. СЕВЕРНАЯ ГАЗА (в Секторе Газа) 13. ТУБАС 14. ТУЛЬКАРМ 15. ХАН-ЮНИС (в Секторе Газа) 16. ХЕВРОН Полезные ссылки: * Портал ПАЛОМНИК. * Сайт ДЮССЕЛЬДОРФ И ОКРЕСТНОСТИ. * ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЮССЕЛЬДОРФА. * ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЕВЕРНОГО РЕЙНА-ВЕСТФАЛИИ. |
КОЛОДЕЦ ПРАОТЦА ИАКОВА
ТАК БЫЛО: Итак, в современном Наблусе (Западный берег реки Иордан) существует колодец Иакова, которому несколько тысяч лет и который, по преданию, вырубил в скале сам праотец Иаков. Отсюда и его название. Вот что об этом сказано в Библии: "Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришёл в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатёр свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. И поставил там жертвенник; и призвал имя Господа Бога Израилева" (Бытие, 33. 18-20). Произошло это примерно в 1800 году до нашей эры. Да, в этом тексте не упоминается колодец, а только покупка поля. Но… Разве можно было выпасать скот без воды? То есть покупка земли автоматически вызывала необходимость наличия источника воды. А что поле то использовалось для выпаса скота, можно узнать отсюда: "И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойти, я пошлю тебя к ним." (Бытие, 37, 13). А уже в Египте, умирая, Иаков благословил Иосифа и сказал: "Я даю тебе преимущество перед братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим." (Быт. 48. 21-22). В последнем случае идёт речь об отмщении братьев Иосифа за позор Дины, но об это рекомендую вникнуть в суть событий, описанных в Бытии (первая книга Моисея). Итак, место Сихем и поле Иакова упоминается в Ветхом Завете несколько раз. Таковым уж был Сихем - проходной двор в стране Ханаанской. И о том, что на этом поле, данном умиравшим Иаковом любимому своему Сыну Иосифу и где тот был похоронен , мы уже познакомились в прошлом сообщении. Колодец Иакова находится всего в 220 метрах от гробницы Иосифа. До Первого Пришествия Господа нашего Иисуса Христа было ещё более тысячи лет. И всё эти долгие столетия колодец Иакова исправно снабжал скот и людей своей чистой прохладной водой. Менялись цари и власти, Израиль отделился от Иудеи, прошли годы славы царей Давида и Соломона. У колодца менялись хозяева, но сама история как бы остановилась в здешних места… Начала первого тысячелетия нашей эры. Иисус Христос идёт из Иерусалима в Галилею через Самарию. И здесь Он останавливается на отдых. Вот как это описывает апостол и евангелист Иоанн: «Надлежало Ему проходить через Самарию. Итак приходит он в город, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды…» (Иоанн, 4, 4-7). Далее разворачивается разговор между Сыном Человеческим и Фотинией (имя самарянки, донесенное до нас преданием). Разговор всем известный и неоднократно объясняемый в проповедях на Литургии (рекомендую прочитать в проповеди священномученика отца Александра Меня ЗДЕСЬ. А Сихарь - это синоним слова Сихем. Так колодец Иакова стал известен всему миру и сюда со временем потянулись православные паломники и особенно женщины с трудной судьбой, чьи имена - Светлана. С IV века над колодцем были устроены пять сменявших друг друга христианских церквей. Первая - ранневизантийская - использовалась, вероятно, для христианских крещений и упоминается в писаниях блаженного Иеронима Стридонского. Её видел в 333 году паломник из Бордо. Церковь считается разрушенной восставшими самаритянами в V веке. В VI веке при Юстиниане I (Великом) была построена вторая церковь, которая простояла по крайней мере до IX века, но точно о её судьбе неизвестно. В 1099 году Наблус отвоевали крестоносцы. И третья церковь была построена ими в 1175 году. Немецкий монах из прирейнских земель по имени Теодерих писал в своём путеводителе по Палестине в XII веке: "Колодец ... находится в полумиле от города Наблус: он находится перед алтарем в построенной над ним церкви, в которой монахини посвящают себя служение Богу. Этот колодец называется Колодцем Иакова". Эта церковь была разрушена после победы Саладина над крестоносцами в битве при Хеттине в 1187 году (всего 12 лет спустя после постройки). Далее прошли века запустения и только в 1860 году Греческий Православный Патриархат Иерусалима купил этот участок и в 1863 году построил на нём церковь вместе со зданием небольшого монастыря, которые сильно пострадали от землетрясения 1927 года. А сейчас здесь стоит уже пятая по счёту, но вновь греческая церковь. ТАК НЫНЕ: Сегодня подлинность колодца не подвергается сомнению и он является святыней не только для христиан, но также евреев и мусульман. Первоначально его глубина составляла около 40 метров, но с веками, от брошенных или упавших камней его глубина сократилась до примерно 23 метров. Колодец вырыт в известняке и питается нескольким близлежащими источниками. Бывает, что он пересыхает, как это было в 1881 году. За тысячелетия колодезь как бы ушёл вниз и теперь находится в крипте православной церкви, на несколько метров ниже уровня земли. На самом деле это вокруг него поднялась поверхность, в том числе в основном искусственным путём. События последних десятилетий стали трагическими для греческой церкви святой Фотинии над колодцем Иакова, После израильской оккупации Западного берега реки Иордан, колодец Иакова стал местом раздоров между христианами и евреями. В ноябре 1979 года, во время обострения напряженности на Западном берегу, хранитель колодца архимандрит Филумен был найден зарубленным заживо в крипте церкви. Нападавший, оказавшийся психически больным житель Тель-Авива, был задержан три года спустя и сознался не только в этом убийстве, но и других убийствах, включая нападение на монахиню в монастыре и убийство топором еврейского психиатра в Тель-Авиве. Через тридцать лет после мученической кончины отца Филумена, в 2009 году, Греческий Православный Патриархат Иерусалима объявил отца Филумена святым. Уже несколько лет святой Филумен является и священномучеником Русской Православной Церкви. После капитального строительства церковь святой Фотинии освящена в 2009 году. А чуть ранее, в 2008 году папа Римский Бенедикт XVI, при посещении Святой Земли, подарил новой церкви «подлинный» кувшин Самарянки, вывезенный крестоносцами из Константинополя в 1204 году. Сейчас его можно увидеть в церкви святой Фотинии под стеклом на пилястре слева от входа. Прошу обратить ваше внимание на кувшин, который держит в руках святой Филумен на иконе. Этот тот самый сосуд, из которого пил у колодца Иакова наш Господь Иисус Христос. Более подробно всю историю колодца Иакова и православной церкви святой Фотинии можно прочитать ЗДЕСЬ. ТАК БУДЕТ: Итак, колодец Иакова сконцентрировал вокруг себя несколько святых, хотя и сам является безусловной святыней православного мира и Сихема: 1. Здесь явлена часть жития святого праотца Иакова. Всё это не уйдёт просто в историю. По Второму Пришествию Иисуса Христа здесь будет воздвигнута величественная церковь в честь Господа нашего Иисуса Христа, искупителя Самарянского. Это будет христианская церковь Еврейского Иерусалимского Патриархата - первого по рангу среди всех патриархатов мира, патриархии - матери всех церквей мира. Среди приделов церкви будут посвящённые праотцу Иакову, Фотинии Самаряныни и Филумену Святогробцу. Сама церковь будет входить в состав христианского еврейского монастыря. Среди его сестёр смогут временно молиться монахини из Греции, России и других православных стран мира, но основной состав будет только из еврейских дев колен Ефремова и Манассиина. Сихем со своими великими святыми и святынями станет одним из десяти крупнейших паломнических центров Святой Земли. Наш следующий рассказ будет о святом Сихеме, как городе прошлого, настоящего и будущего. Дополнительно: * Самарянка. Поёт Валерий Мылышев. Из раннего: Алексей Потупин, в день святого Покрова, 01 ОКТЯБРЯ (14 октября) 2020. |
Чтец, географ и вечный странник Алексей Потупин временно Дюссельдорф-Бенрат |
Проект
"Мир - наш!" |