Сайт Алексея Потупина. Первая (ДЕЙСТВУЮЩАЯ) версия сайта находится ЗДЕСЬ


28 февраля 2010, 21:32

Священник Алексий Рыбаков, Дюссельдорф.
	Фотография: Алексей Потупин

Неделя вторая Великого поста: Григория Паламы

Во вторую неделю великого поста в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Дюссельдорфе вспоминался святитель Григорий Палама

Как обычно в праздничные воскресные дни небольшой храм в Дюссельдорфе был забит до отказа. Службу вёл пролтоиерей Андрей Мамич, а принимал исповедь и произнёс проповедь священник Алексий Быбаков. Им помогали диаконы Георгий Микк и Михаил Холмецкий.

Служба была посвящена памяти святителя Григорий Паламы, всегда вспоминаемого православаной церковью именно во вотрую неделю Великого поста.

И на этот раз священник Алексий Рыбаков произнёс как всегда важную и интересную проповедь:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня, во второе воскресенье Великого поста, мы вспоминаем святителя Григория Паламу. Это был отец нашей Восточной церкви (я не говорю умышленно — греческий или русский святой. Это был отец Восточной Церкви.) Грек по происхождению, окончивший свою жизнь как архиепископ города Фессалоники. Поэтому в русской традиции мы называем его архиепископом Солунским.

Интересен он для нас, в первую очередь, даже не столько святостью своего многотрудного жития, сколько учением, точнее, - не его личным учением, а учением Церкви, которое благодаря трудам святителя Григория Паламы, выкристаллизовалось в чудесный бриллиант.

Что же это было за учение, за которое так сильно страдал и боролся святитель Григорий Палама? Ведь именно благодаря этому его учению и вспоминаем мы о его жизни и страданиях во второе воскресенье Великого поста.

Дело в том, что святитель Григорий Палама сформулировал православное учение о Божественной природе Фаворского света.

Мы все с вами помним событие Преображения Господня, когда Господь вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном взошёл на Фаворскую гору, где и произошло Его чудесное Преображение. Как говорит нам Священное Писание, текст Евангелия, когда ученики могли видеть славу Его, «якоже можаху» (тропарь Преображения). В переводе со славянского языка это означает «настолько, насколько могли они эту славу Божию вместить». Вот это представление о видении Божественного света, о видении Божества, о видении Божественной славы, несколько раз встречается в Священном Писании. Так, например, в Ветхом Завете, мы читаем о том, как Божественная слава явилась некогда пророку Моисею, просившему Господа явить ему свою славу, на что Господь говорит: «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход, 33.20). И поэтому Господь образно покрывает Моисея Своей рукой и показывает ему Свою славу как бы сзади.

Вот эти слова «ты увидишь Меня сзади» (Исход, 33.23) являются для нас таинственными, - «как бы мельком», - стоит понимать нам эти слова. Слова о том, что Господь, как бы щадя рассудок и щадя жизнь пророка Моисея, показывает ему Свою славу настолько, насколько эту славу пророк Моисей мог вместить.

...И вот святые апостолы, присутствовавшие на горе Преображения, также видят славу Божию, но видят её уже по-другому, нежели Моисей. Они видят славу Божию в виде света, в виде того, что Господь просиял, просияло Его лицо, просияли Его одежды, стали такими белыми, как ни один человек на земле выбелить не может, они видят явившихся Господу Моисея и Илию, беседующих с Ним.

Не случайно это событие горы Преображения заставило многих богословов размышлять о природе Божественного света на горе Фавор. Почему? Да дело в том, что в самом Свщенном Писании слово «свет» часто является и обозначением Господа.

Во времена святителя Григория Паламы, существовал его противник, человек по имени монах Варлаам, ведший борьбу с учением святого Григория Паламы, говоря о том, что свет на горе Фавор является не более чем сотворённой субстанцией, является таким же творением, как и всё остальное. На что святитель Григорий Палама, вместе со своими сподвижниками, монахами-молчальниками (исихастами) свидетельствовал, что Божественный свет является Божественной энергией, является нетварной энергией Божества, позволяющей нам приблизиться к пониманию Бога, обращенной к миру и доступной восприятию, но являющейся не чувственной и не сотворенной.

И это, братья и сестры, действительно так. Если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим, что свет появляется в самый первый момент творения. Мы открываем Священное Писание и читаем о том, что «в начале сотворил Бог небо и землю (Бытие, А.1). А потом вдруг Господь произносит странную для нас фразу. Он говорит: «...да будет свет. И стал свет.» (Бытие, Б.3). Не говорится о том, что Господь этот свет творит, но Господь говорит «...да будет свет». И свет становится, свет начинает развиваться. Для нас начинает казаться непонятным, каким образом происходит возникновение этого света? Для того, чтобы приблизиться к пониманию этого нетварного, первоначального света, не связанного с каким-либо источником, некоторые древние толкователи сравнивали Господа в момент творения с царём, облачающимся в ярко-белую одежду6 от которой, действительно, как будто начинают развиваться потоки света; это внешнее облачение Господа, внешнее облачение в виде света, соответствует и Его внутренней сущности.

В Священном Писании мы находим три варианта понимания света.

Первый вариант понимания света - это сам Господь. Сам Господь, упорядочивающий собой первозданный хаос. Он заставил этот хаос отдалиться в сторону и вызвал из небытия порядок. Который «отделил... свет от тьмы... и назвал свет днём, а тьму ночью» (Бытие, 1. 4-5).

Мы встречаем в Священном Писании понимание о свете и как о свете обличительном. Не случайно, когда Господь жил на Земле и был предан на распятие, то как раз из-за того, что Его жизнь обличала несовершенство многих из людей. Вот эта жизнь Света становилась неким шипом, занозой в глазу каждого человека, который смотря на Господа, начинал сравнивать свою жизнь, жизнь грешную, с жизнью Богочеловека безгрешного.

Для нас, братья и сестры, учение об обличительном свете имеет очень большое значение с точки зрения нашей христианской нравственности. Дело в том, что наша христианская нравственность находится в выгодном положении с той точки зрения, что мы в основании своей нравственности имеем Господа. Мы знаем, на кого нам равняться. Мы знаем, что те слова, которые сказал Господь, являются для нас непререкаемым авторитетом. Мы доверяем этим словам Господа и поэтому можем сказать, что является грехом, а что грехом не является.

В случае же людей обычных, которые не верят в Бога и Богу не доверяют, не имеют представления о заповедях Божиих, очень сложно разобраться с тем, что является нравственным и что нет. И в таком случае люди часто начинают думать, что нравственным является всё то, что не противоречит существующим в обществе законам. Давайте подумаем, до какого состояния может довести такое представление о нравственности.

Представим себе, что мы живём в соседнем государстве Нидерланды. Здесь является легальным продажа и приём т.н. "легких" наркотиков. Неужели после этого мы можем сказать, что наркомания становится нравственной? Ни в коем случае. Потому что мы, христиане, прекрасно знаем о том, что Господь запрещает нам разрушение нашего тела.

Или давайте вспомним наше советское государство, в котором совершенно легальным и допустимым было уничтожение женщинами детей в своём чреве. Это ни в коем случае государством не осуждалось, а даже иногда и поощрялось. И это также пример общества, в котором нравственным начинает считаться то, что не запрещено законом.

Так вот, свет Господень, свет обличительный, позволяет нам увидеть те ошибки, которые скрываются тьмой, стоящей перед нашими глазами.

Если мы, братья и сестры, посмотрим далее в Священное Писание, то мы увидим ещё один красивый символ света. Символ путевождения. Мы увидим, как Господь показывает нам Своим светом дорогу во тьме. Господь показываем нам, каким образом мы можем прийти к Нему. Как когда-то волхвы последовали за светом Вифлеемской звезды, и пришли к яслям, в которых лежал младенец Господь, так и мы, видя свет, исходящий из Священного писания, видим дорогу ко Господу...

Нам также необходимо поговорить о том, что же представляет из себя существующая тьма. Существует ли она вообще? Если задумаемся об этом, то увидим, что огромное количество древних религий, являлись религиями дуалистичными. То есть, у многих древних религий существовали добрый бог и злой бог, или существовал пантеон "набор" добрых и злых богов. В христианстве мы признаём только одного Господа. По бытию, онтологически изначально существует только один добрый Господь. И Его существование мы можем понять на примере существования света.

Что такое тьма? Тьма не есть что-то отдельно взятое. Это просто отсутствие света. Точно также – и зло есть просто отсутствие добра...

Когда-то рядом с Господом существовал созданный Им, ближайший к Нему, возвышенный выше всех ангел, под названием Денница, ангел Света. И вот этот ангел не захотел понять сущность света. И решил, что в силу своих дарований, в силу своих талантов, он может существовать без Бога, без добра, без света. И в результате этот ангел стал Сатаной, стал максимально удалённым от Бога существом. Удалённым в силу того, что он решил избрать себе путь в сторону от Бога.

Поэтому, братья и сестры, в нашей жизни, иногда может возникать вопрос. С одной стороны вроде бы стоит Господь, с другой стороны стоит Сатана. Почему мы не можем избрать некий третий путь? Почему мы не можем пойти по третьему пути, не подчиняясь ни Богу, ни Сатане? Ответ очень прост: такого третьего пути нет и быть не может. Потому что любой путь в сторону от Бога является путём к Сатане. У нас нет другой альтернативы: у нас есть или свет, или тьма. И любой шаг в сторону от света ведёт неумолимо в темноту.

В таинстве святого Крещения мы получаем очень интересный титул. Мы начинаем называться сынами и дочерьми Света и наследниками вечных благ. Именно в силу этого нашего изначального христианского призвания быть сынами и дочерьми Божиими, быть сынами и дочерьми Света и заключается цель и смысл нашего существования. Цель и смысл нашего существования — славить Бога, пытаться заставить свет воссиять там, где в данный момент царствует тьма. И воскликнуть всем вместе: «слава Тебе, показавшему нам свет, Господи!». Вот именно через этот наш путь, через эти наши старания заставить свет воссиять там, где его не было, и называемся мы сынами и дочерьми Света. Аминь."

В этот же день в храме Покрова Пресвятой Богородицы вспоминался чтимый в Германии святой преподобный Друтмар, игумен Корвейский.

Святитель Григорий и преподобный Друтмар, молите Бога о нас.

Текст и фото: Алексей Потупин, 28 февраля 2010.
На фотографии: священник соборного храма Покрова Пресвятой Богородицы Алексий Рыбаков
Корректура и стилевые правки: Елена Могилевская.



© Алексей Потупин, чтец храма Покрова Пресвятой Богородицы, редактор журнала "Покров", Дюссельдорф.
E-Mail: a@palomnik.org
Tel: +49 211/879 36 22
Буду весьма признателен за новую, дополнительную информацию.