Сетевое приложение к курьеру "Покров" Представительства РПЦ МП в Германии Дюссельдорф


24 мая 2009, 11:35

День под покровительством святой Одилии

В четверг 21 мая, который оказался в Германии выходным, небольшая группа паломников из Дюссельдорфа посетила мощи святой Одилии в немецком Вуппертале и мощи святителя Виро в голландском Санкт Одилиенберге.

Прогноз неутешителен: после обеда нужно ждать грозовые ливни. Ну что ж: святой Фридолин, помоги.

На вокзале никого. Еду один. Впрочем, не впервой, значит небеса никого не пригласили на встречу с Одилией, кроме многодетной семьи. Но и у них возникла проблема – система никак не могла понять, что это такое – Байенбург. Одним словом, празднество уже началось, а машина блуждала в окрестностях того самого Байенбурга, в церкви которого с великим тщанием сохраняются мощи святой Одилии...

Процессия уже на улице и тут становится явью, что на празднество собралось до тысячи человек, по крайней мере, шествие растянулось на несколько сот метров. Странно, но мощевик Одилии особого внимания не привлекает. Его несут девушки, облаченные в белые туники с крестами. Подхожу, фотографирую – почти никакого внимания. Фотографирую „с пристрастием“ – только после этого на меня обращают внимание. Процессия медленно поднимается в гору, иногда останавливается. Подъем крутой и длинный.

Много молодежи, часть из нее – явные паломники, приехавшие из других городов. У таких групп единая форма.

Поднявшись на самый верх, откуда обозревается красивая долина реки Вуппер, соображаю, что святой Фридолин вновь оказался на высоте: погода и не думает портиться. До конца дня тихо и солнечно. Вот вам и прогнозы. Ничего они не стоят по сравнению со святостью небес...

На первой „станции“ у большого придорожного распятия остановка. Молебен с последующим трехкратным пуском праздничных ракет. То же самое на второй станции – бывшем монашеском кладбище, и на третьей – у еще одного распятия. Несколько километров позади.

Процессия возвращается в церковь, звучат последние католические гимны, а мы немножко волнуемся, удастся ли прикоснуться к мощевику св. Одилии? В пристроенной часовенке находим бумажные изображения св. Одилии для прикладывания к мощевику. Наконец, верующие потянулись к выходу, а мы – к алтарю, где установлены носилки с реликварием. Священник, узнав в нас православных паломников из русской церкви, разрешает приложиться к мощевику. Кроме нас, шести русских паломников, такого не делает почти никто из местных прихожан. Это несколько удивляет, поскольку (как нам известно) мощи святой ОДилии показываются народу раз в году – на католическое Вознесение. Значит, традиция почитания мощей у католиков почти утеряна. Ну что ж, тем лучше для нас – нет очереди. Молимся, прикладываемся и прикладываем изображения-иконки и крестики. Только минут через десять нас просят освободить помещение. Слава Богу, святая Одилия была с нами.

Но паломничество на этом не заканчивается. Машина направляется на запад, через голланскую границу в ... Санкт Одилиенберг! Неисповедимы пути Господни. Разве могли мы предполагать, что в небольшой деревушке снова приложимся в мощам святой Одилии?! Ведь цель была несколько иной – побывать у мощей святого епископа Виро, одного из первых православных христанских миссионеров этого края, основавшего аббатство.

В Одилиенберге нас ждало испытание. Оказалось, что собор и древняя часовня с мощами закрыты и никто их открывать не будет, даже несмотря на праздник Вознесения. Нет такой традиции, утеряна. Нет праздника. Смотрим, подходят туристы (паломники?) трогают двери у ходят восвояси. Четыре часа. Надо что-то предпринять. Остается последняя надежда. Идем в открытый пока музей и показываем бумагу от владыки Лонгина, в которой содержится настоятельная просьба оказывать любую возможную помощь предъявителю „сего документа“.

В конце концов нам дают несколько телефонов и показывают, куда нужно обратиться. Огибаем собор и оказываемся у нового здания представительства голландского епископата. В ответ на звонок сначала долгое молчание, а потом напряженные переговоры на ломаном немецком языке. Просят подождать. Наконец, из-за угла здания показывается пожилая монахиня. Она жалуется на многие болезни и плохое здоровье, внимательно просматривает бумагу Лонгина, с кем-то перезванивается по мобильнику и, наконец, без особого желания, открывает дверь представительства и просит подождать в приемной. Ну что ж, и это неплохо.

Через время монахиня (Елена, как мы потом узнали ее имя), приглашает нас в собор. Облегченно вздыхаем и идем вслед за ней через переходы и лестницы. Выходим в околоцерковный дворик, затем через кладбище вновь оказываемся перед дверьми собора. Монахиня Елено долго звенит ключами, открывая несколько замков и мы входим в полутемное помещение церкви, построенной еще в XI веке. Удивляемся тому, что в разных местах собора горят свечи и еще одна монахиня раскрывает для нас престол, внутри которого видим мощевик. В нем веками сохраняются священные останки трех святых православной церкви: епископов- миссионеров Виро и Плехельма, а также диакона Отгера.

С трепетом прикладываемся к реликварию, просим разрешения на фотографирование. Теперь спешить некуда и монахиня Елена водит нас по собору, показывая его сокровища. Затем переводит в часовню, еще более древнюю, чем собор и мы видим перед собой вмонтированный в стену реликварий, в котором хранятся частицы мощей нескольких десятков святых. Среди них большинство относятся с святым единой неразделенной церкви. Пытаемся прочитать, одна надпись сразу бросается в глаза – Амвросий Медиоланский.

И тут монахиня Елена вспоминает, что не показала в соборе частицу мощей святой Одилии. Вновь открывает и закрывает несколько дверей, в том числе какой -то переход в алтарь. Заходим в него и видим вделанную в стену небольшую нишу, за мелкой решеткой которой угадываются две реликвии. Елена объясняет, что в малом футляре – мощи св. Одилии, а в большем – мощи Виро, Плехельма и Отгера. Пытаюсь сфотографировать, используя предельные возможности фотоаппарата. По очереди молимся и прикладываемся.

А наш проводник, как-то забыв о своих многочисленных болячках, бодро ведет православных паломников назад в представительство и открывает внутренний музей. После недолгих поисков нам вручается книжечка на немецком языке, путеводитель по храму и часовне.

Понимая, что монахиня сделала для нас очень много, благодарим ее как можем. Она переспрашивает, действительно мы православные, а случаем не греко-католики? Видимо, еще никогда в жизни не встречалась с православными паломниками. Понимаем, что для ключара собора встреча с нами была важным моментом ее католической веры и мы достойно эту встречу выдержали, включая троих детей.

Явно чувствуется пересыщенность событиями дня. С тем и отправляемся в Дюссельдорф.

Святитель Божий Виро и святая праведная Одилия, молите Бога о нас.

Текст: спец. кор. Представительства
Фото: Представительство РПЦ МП в Германии

Еще для чтения:
Википедия: Санкт Одилиенберг
Википедия: Собор в Санкт-Одилиенберге
Википедия: Святой Виро

Фотографии паломничества:





© Постоянное Представительство РПЦ МП в Германии, Дюссельдорф. Web: a[@]palomnik.org