Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ
"Монастырь в миру"

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ:

ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА: БЫТИЕ
Встреча раба Авраамова и Ревекки у колодца

Встреча раба Авраамова и святой Ревекки у колодца.


На церковнославянском языке в русской орфографии. Текст молитвенного стояния пред Господом.


На русском языке. Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.


Авраам же бяше стар, заматеревший во днех: и Господь благослови Авраама во всех.


Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.

И рече Авраам рабу своему старейшему дому своего, обладающему всеми его: положи руку твою под стегно мое, и заклену тя Господем Богом небесе и Богом земли, да не поймеши сыну моему Исааку жены от дщерей Хананейских, с нимиже аз живу в них: но токмо на землю мою, идеже родихся, пойдеши, и ко племени моему, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду.


И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно моё и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему Исааку жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдёшь в землю мою, на родину мою и к племени моему, и возьмёшь оттуда жену сыну моему Исааку.

Рече же к нему раб: еда убо не восхощет ити жена вслед со мною на землю сию, возвращу ли сына твоего в землю, от неяже изшел еси?


Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мной в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?

Рече же к нему Авраам: внемли себе, да не возвратиши сына моего онамо. Господь Бог небесе и Бог земли, иже поя мя из дому отца моего и от земли, в нейже родихся, иже глагола мне и иже кляся мне, глаголя: тебе дам землю сию и семени твоему, той послет Ангела Своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду: аще же не восхощет жена поити с тобою в землю сию, чист будеши от заклятия моего: точию сына моего не возврати тамо.


Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Господь, Бог неба и Бог земли, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: тебе и потомству твоему дам эту землю, - Он пошлёт Ангела Своего пред тобой, и ты возьмёшь жену сыну моему Исааку оттуда; если же не захочет женщина идти с тобой в землю сию, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда.

И положи раб руку свою под стегно Авраама господина своего, и кляся ему о словеси сем.


И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в этом.

И взя раб десять велблюд от велблюд господина своего, и от всех благ господина своего с собою, и востав иде в Месопотамию во град Нахоров: и постави велблюды вне града у кладязя воднаго под вечер, егда исходят жены почерпати воды, и рече: Господи, Боже господина моего Авраама, благоустрой предо мною днесь, и сотвори милость с господином моим Авраамом: се, аз стах у кладязя воднаго, дщери же живущих во граде исходят почерпати воды: и будет девица, ейже аз реку: преклони водонос твой, да пию, и речет ми: пий ты, и велблюды твоя напою, дондеже напиются: сию уготовал еси рабу Твоему Исааку: и по сему увем, яко сотворил еси милость с господином моим Авраамом.


И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошёл. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать воду, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли её сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет мне: пей, я и верблюдам твоим дам пить, пока не напьются, - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узна'ю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом.

И бысть прежде неже скончати ему глаголющу во уме своем, и се, Ревекка исхождаше, яже родися Вафуилу, сыну Мелхи жены Нахора, брата же Авраамля, держащи водонос на рамех своих: девица же бяше доброзрачна зело: дева бе, муж не позна ея. Сошедши же на кладязь, наполни водонос свой и взыде.


Ещё не перестал он говорить в уме своём, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин её на плече её; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.

Тече же раб во сретение ей и рече: напой мя мало водою от водоноса твоего.


И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.

Сия же рече: пий, господине. И потщася, и сня водонос на мышца своя, и напои его, дондеже напися.


Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.

И рече: и велблюдом твоим налию, дондеже вси напиются.


И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются все.

И потщася, и испраздни водонос в поило: и тече паки на кладязь почерпнути воды, и влия велблюдом всем.


И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его.

Человек же выразумеваше ю и помолчеваше, да уразумеет, аще благоустрои Бог путь ему, или ни.


Человек тот смотрел на неё с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.

Бысть же егда престаша вси велблюды пиюще, взя человек усерязи златы весом по драхме и два запястия на руки ея: десять златниц вес их. И вопроси ю и рече: чия еси дщерь? Повеждь ми, аще есть у отца твоего место нам витати?


Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота; и спросил её и сказал: чья ты дочь? Скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?

Она же рече ему: дщерь Вафуилева есмь сына Мелхина, егоже роди Нахору.


Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору.

И рече ему: и плевы и сена много у нас, и место витати.


И ещё сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега.

И благословив человек, поклонися Господу и рече: благословен Господь Бог господина моего Авраама, иже не остави правды своея и истины от господина моего: и мене благоустрои Господь в дом брата господина моего.


И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своей и истиной Своей! Господь прямым путём привёл меня к дому брата господина моего.

И текши девица в дом матере своея, поведа по глаголом сим.


Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.

Ревекце же бяше брат, емуже имя Лаван: и тече Лаван к человеку вон на кладязь.


У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.

И бысть егда виде усерязи, и запястия на руку сестры своея, и егда слыша словеса Ревекки сестры своея, глаголющия: сице глагола мне человек: и прииде к человеку, стоящу ему у велблюд у кладязя, и рече ему: гряди, вниди благословенный от Господа, почто стоиши вне? Аз же уготовах храмину и место велблюдом.


И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, - то пришёл к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника; и сказал ему: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? Я приготовил дом и место для верблюдов.

И вниде человек в дом, и разседла велблюды, и даде плевы и сено велблюдом, и воду умыти нозе его, и ноги мужем, иже бяху с ним: и предложи им хлебы ясти, и рече: не ям, дондеже возглаголю словеса моя. И рече: глаголи.


И вошёл человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним; и предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори.

И рече: раб Авраамль есмь аз: Господь же благослови господина моего зело, и возвысися: и даде ему овцы и тельцы, сребро и злато, рабы и рабыни, и велблюды и ослы: и роди Сарра, жена господина моего, сына единаго господину моему, состаревшемуся ему, и даде ему, елика имяше: и закля мя господин мой, глаголя: не поймеши жены сыну моему от дщерей Хананейских, в нихже аз обитаю в земли их: но в дом отца моего пойдеши, и в племя мое, и поймеши жену сыну моему оттуду.


Он сказал: я раб Авраамов; Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов; Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему одного сына, которому он отдал всё, что у него; и взял с меня клятву господин мой, сказав: не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу, а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмёшь оттуда жену сыну моему.

Рех же аз господину моему: а егда не восхощет жена со мною ити?


Я сказал господину моему: может быть, не пойдёт женщина со мной.

И рече ми: Господь Бог, емуже благоугодих пред Ним, Он послет Ангела Своего с тобою и благоустроит путь твой, и поймеши жену сыну моему от племене моего и от дому отца моего: тогда будеши чист от заклинания моего: егда бо дойдеши в племя мое, и не дадят ти, и будеши чист от заклинания моего.


Он сказал мне: Господь Бог, пред лицом Которого я хожу, пошлёт с тобой Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмёшь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей.

И пришед днесь на кладязь, рекох: Господи, Боже господина моего Авраама, аще Ты благоустрояеши путь мой, в оньже ныне аз иду: се, аз стах у кладязя воднаго, и дщери граждан исходят почерпати воды: и будет девица, ейже аще аз реку: напой мя от водоноса твоего мало водою: и речет ми: и ты пий, и велблюдом твоимъ влию: сия будет жена, юже уготова Господь рабу Своему Исааку: и по сему уразумею, яко сотворил еси милость господину моему Аврааму.


И пришёл я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, то вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду, и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего, и которая скажет мне: и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю, - вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего рабу Своему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом.

И бысть прежде неже скончати мне глаголющу во уме своем, абие Ревекка исхождаше держащи водонос на раму, и сниде на кладязь, и почерпе воды: и рекох ей: напой мя.


Ещё не перестал я говорить в уме моём, и вот вышла Ревекка, и кувшин её на плече её, и сошла к источнику и почерпнула воды; и я сказал ей: напой меня.

И потщавшися сня водонос с себе на мышцу свою и рече: пий ты, и велблюды твоя напою. И напихся, и велблюды моя напои.


Она тотчас спустила с себя кувшин свой на руку свою и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою. И я пил, и верблюдов моих она напоила.

И вопросих ю и рекох: чия еси дщерь? Повеждь ми. Она же рече: дщерь Вафуилева есмь сына Нахорова, егоже роди ему Мелха. И дах ей усерязи, и запястия на руце ея.


Я спросил её и сказал: чья ты дочь? Скажи мне. Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки её.

И благоволив поклонихся Господу: и благослових Господа Бога господина моего Авраама, иже благоустрои мя на пути истины пояти дщерь брата господина моего сыну его.


И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путём привёл меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его.

Аще убо сотворите вы милость и правду к господину моему: аще же ни, поведите ми: да обращуся или на десно, или на лево.


И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? Скажите мне, и я обращусь направо, или налево.

Отвещавша же Лаван и Вафуил, рекоста: от Господа прииде дело сие: не возможем ти противу рещи зло или благо: се, Ревекка пред тобою: поемь ю, иди: и да будет жена сыну господина твоего, якоже глагола Господь.


И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; вот Ревекка пред тобой; возьми её и пойди; пусть будет она женой сыну господина твоего, как сказал Господь.

Бысть же егда услыша раб Авраамль словеса сия, поклонися до земли Господу.


Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли.

И изнес раб сосуды златы и сребряны и ризы, даде Ревекце: и дары даде брату ея и матери ея.


И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату её и матери её дал богатые подарки.

И ядоша и пиша и той и мужие, иже бяху с ним, и почиша. И востав заутра, рече: отпустите мя, да от'иду к господину моему.


И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня и я пойду к господину моему.

Реша же братия ея и мати: да пребудет девица с нами яко десять дний, и посем пойдет.


Но брат её и мать её сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдёшь.

Он же рече к ним: не держите мя, Господь бо благоустрои путь мой во мне: отпустите мя, да иду к господину моему.


Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему.

Они же реша: призовем девицу и вопросим ея изоуст.


Они сказали: призовём девицу и спросим, что она скажет.

И призваша Ревекку и реша ей: пойдеши ли с человеком симъ? Она же рече: пойду.


И призвали Ревекку и сказали ей: пойдёшь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.

И отпустиша Ревекку сестру свою, и имения ея, и раба Авраамля, и иже с ним быша.


И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу её, и раба Авраамова, и людей его.

И благословиша Ревекку и реша ей: сестра наша еси, буди в тысящи тем, и да наследит семя твое грады супостат.


И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твоё жилищами врагов твоих!

Воставши же Ревекка и рабыни ея, вседоша на велблюды и поидоша с человеком. И поим раб Ревекку, от'иде.


И встала Ревекка и служанки её, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошёл.

Исаак же прехождаше сквозе пустыню у Кладязя Видения: сам же живяше на земли на полудне.


А Исаак пришёл из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной.

И изыде Исаак поглумитися на поле к вечеру, и воззрев очима своима, виде велблюды идущия.


При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвёл очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.

И воззревши Ревекка очима своима, виде Исаака: и изскочи с велблюда.


Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.

И рече рабу: кто есть человек оный, иже идет по полю во сретение нам? Рече же раб: сей есть господин мой. Она же вземши ризу летнюю, облечеся.


И сказала рабу: кто этот человек, который идёт по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.

И поведа раб Исааку вся словеса, яже сотвори.


Раб же рассказал Исааку всё, что сделал.

Вниде же Исаак в дом матере своея, и поя Ревекку, и бысть ему жена: и возлюби ю, и утешися Исаак по Сарре матери своей.


И ввёл её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женой, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей.




МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ
(образец подготовки в течение недели):


Понедельник (по светскому стилю - в воскресенье вечером после малого повечерия): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.

Вторник: Канон молебный ко Пресвятой Богородице.

Среда: Канон Ангелу-Хранителю.

Четверг: Канон святому Иоанну Предтече.

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Суббота: Иисусу Сладчайшему.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.




Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.