Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

Всё о Травине

* Портал ПАЛОМНИК.
* Сайт ВЕЛОСИПЕДИЗМ.
* Главная страница ГЛЕБ ТРАВИН.

Павел Конюхов: МЫ ШЛИ РЯДОМ СО СМЕРТЬЮ.

Глава 2
СТАРТ ЭКСПЕДИЦИИ

Черский встретил нас небольшим ветром и морозом в сорок два градуса. Слава Киплюк был уже здесь и ждал нашу группу в автобусе вместе с представителями местной власти. Признаюсь, мы не ожидали от него такой инициативы.

Через час, немного отдохнув в гостинице, мы отправились в редакцию газеты, где нас тоже ожидала пресс-конференция. На этот раз мы выдержали град вопросов о целесообразности нашего похода. Пришлось объяснить, что первый велосипед прошёл по этим местам полвека назад. И, посвящая свою экспедицию этому событию, мы просто не имеем права выбрать другой вид транспорта. На мой взгляд, мы разошлись друзьями.

После пресс-конференции нас пригласили в краеведческий музей. Рассматривали экспозиции, расспрашивали сотрудников об отдельных экспонатах и истории этих мест. Одна из работниц музея представилась нам настоящей шаманкой, принявшей это ремесло по наследству. Она нам много рассказала о жизни и быте юкагиров, так как сама принадлежала к этому роду, а также поведала много историй, легенд и обычаев других местных народов. Нам всё было интересно, и немного жаль, что дальше задерживаться в этом посёлке мы не можем. Вечером нас пригласили в гости в семью Дьяконова.

Доброжелательные хозяева нам очень понравились. Глава семейства - якут. Его жена - русская, коренная москвичка из именитого рода Елисеевых. Познакомились они, когда работали в одном экипаже: он - лётчиком, она - стюардессой. Дьяконов тоже представился нам шаманом. Наверное, для маленького посёлка это было неплохо, и я, после всех сверхъестественных историй, которые случались в моей жизни, в том числе при подготовке экспедиции, готов был воспринимать это как само собой разумеющееся. Дьяконов рассказал, что слышит и понимает, о чём говорят птицы и звери, и может с ними общаться. Поведал необыкновенную историю про своего деда, "очень сильного шамана", предсказывавшего самому царю. "Дед имел большую голову, как у лошади". Якуты считают себя потомками лошадей, и потому такое сравнение считается у них почётным. Я впервые услышал от Дьяконова об обычае, существующем в роде шаманов: оказывается, после смерти мужа жена получает его рёбра, новый шаман берёт себе череп усопшего и так далее - все родственники получают что-то от останков умершего.

Таинственную историю рассказала жена Дьяконова Инна Львовна. Когда она пришла в этот дом, то ей пришлось познакомиться с домовым. Она даже поначалу боялась оставаться одна в квартире. "Вот в этом углу, - показала она на место, где мы сейчас сидели, - у нас живёт домовой". Вначале, когда муж отсутствовал дома, то этот "барабашка" позволял себе довольно странные шутки: то кусок мыла взлетал в воздух и ударял хозяйку, то бумага рвалась на мелкие клочки и сыпалась ей на голову. Глава семьи объяснил, что этот домовёнок всё время следует за ним из одного жилища в другое. По словам Дьяконова, это маленькое, голое существо. Сейчас оно смирилось с присутствием жены и ничем не беспокоит семью. Разве что иногда часа в два ночи стучит в углу избы. Нас этот рассказ весьма заинтересовал, но убедиться в существовании домового мы не смогли - не стали злоупотреблять гостеприимством хозяев и, попрощавшись, покинули этот необычный дом.

Весь следующий день мы посвятили сборам в дорогу. Укомплектовали груз по рюкзакам, распаковали велосипеды и подготовили их для дальнейшего пути. Завтра - старт.

5 марта. Проснулся в пять часов утра. Все ещё спали. Лежал, продумывая первый день нашего велопохода. Молил судьбу, чтобы этот путь мы прошли и остались целыми и невредимыми.

Ребята со мной идут сильные, опытные.

Миша Тумаев в свои тридцать один год успел побывать во многих сложных экспедициях. Основное его увлечение - альпинизм. Поднимался на вершины Кавказа, Памира, Тянь-Шаня. Прошёл весь остров Сахалин. Участвовал в экспедиции по пустыне Кара-кум. Миша - первоклассный хирург. Хороший рассказчик. Знает толк в искусстве. По характеру он самый спокойный и выдержанный в нашей группе.

Сергей Половинкин вырос на Алтае. С самого детства он - в горах. Альпинизм для него тоже дело всей жизни. Исходил все алтайские горы, побывал на Кавказе, Памире. Бегом поднимался на Эльбрус. В прошлой нашей экспедиции Сергей был моим заместителем. В одной ситуации из-за его доброты я чуть ли не снял его с маршрута. Но мы опять вместе, и я очень этому рад.

И с Сергеем, и с Мишей встретился в прошлом году, когда готовил экспедицию на велосипедах к Полюсу холода. Тогда я дал объявление о готовящемся походе в газету "Советский спорт". Писем с просьбой принять в эту экспедицию пришло очень много. Но так получилось, что я выбрал Мишу с Сергеем. Они пошли вместе со мной, и после финиша все поняли, что ещё главным успехом экспедиции стало обретение в каждом настоящего друга.

Тот поход проходил в очень жёстких условиях, и ребята выдержали всё: и морозы за -60°, и сильные ветры, и ночёвки в снегу, и страх за товарищей.

Сейчас нам всем вместе предстоит быть в пути два месяца, терпеть большие морозы, нести сорокакилограммовые рюкзаки и преодолеть при всё при этом больше двух тысяч километров. Путь этот пройдёт по зимникам, нетронутой тундре, торосам и льдам. Как мы выдержим этот переход?

В девять часов мы поехали на площадь. Там нас ожидали местные жители, чтобы проводить в дальнюю дорогу. Курс - на Билибино. Мороз -45°. Дорога скользкая, к тому же у меня оказалась очень гладкой подошва на ботинках. На первой же остановке я прикрепил к ним "кошки". Перестал скользить, но ремешки крепления пережимают пальцы, и ноги постоянно мёрзнут. Делать нечего, еду, терплю.

Километров через десять новая неприятность - прокол камеры. При таком морозе менять её трудно. Хорошо, помог Миша. Во время ремонта у меня прихватило морозом два пальца на правой руке. Пришлось долго их оттирать. Обморожений в первый же день пути получать не хочется.

Дорога всё время идёт вверх. Мы знаем, что на семидесятом километре перевал достигает наивысшей точки, а затем начинается спуск. Поднимаемся в основном пешком, велосипеды ведём сбоку. Чтобы отвлечься от холода, думаю о чём-нибудь другом. Вспоминаю вчерашнее посещение музея. Нам там рассказали о страшном обычае - приносить воде в жертву самых красивых девушек.

Шаман сам отбирал местных красавиц. Разговаривал с каждой девушкой, уговаривая красавицу пойти на жертву добровольно. Согласие девушки было непреложным условием совершения обряда. В награду кто-то из её близких родственников получал вторую жизнь. После того, как красавица соглашалась отдаться воде, её вывозили на лодке на середину реки Колымы или далеко в море. Девушка-шаманка, рассказавшая об этом старинном обычае, поделилась мыслями стариков, считающих, что в нынешнее время, когда жертвы не приносят, вода сама забирает людей и, как правило, красивых, молодых мужчин.

На перевале - остановились. Достали шоколадку, поделили её на троих. Как и в экспедиции прошлого года, мы решили, что горячую пищу будем готовить два раза в сутки. В обеденное время останавливаться не будем - световой день и так очень короток. Утром мы попили только чай, есть хочется, но придётся терпеть до вечера. Смотрю назад, чтобы определить, сколько примерно километров прошли. Это первые километры последнего этапа. Меня охватывает тихая радость. В самом начале путешествия на велосипеде этот маршрут казался мне неосуществимой мечтой. А сейчас я уже почти на пороге финиша. Только бы всё было хорошо... Впереди - около двух месяцев, в мороз и метель. Главное сейчас - мы уже на маршруте. Теперь всё зависит от нашей выдержки, терпения и здоровья.

Часа в четыре дня решили остановиться, готовиться к ночлегу. В первый день нужно было всё основательно проверить, определить, отвечает ли необходимым требованиям одежда для ночёвок, засветло осмотреть велосипеды, проверить работу примуса, сколько бензина он расходует. Кроме того, необходимо было соорудить себе убежище для ночёвки. Строить его будем из снега, так как палатку в этот раз брать не стали, решили, что она будет лишней обузой. Стали выбирать место для ночлега. Выбрали ложбину среди деревьев, прикрываемую от ветра горой. Свернули с дороги и по сугробам отправились к намеченному месту. Остановились. Миша посмотрел на градусник, висевший у него на руле велосипеда, и сообщил, что температура воздуха сейчас составляет -50°. Сумерки уже сгущались, и от его сообщения стало особенно неуютно. Почувствовали, как холод пробирается под одежду, сковывает всё тело. Но позволить себе расслабиться нельзя. Тусклое солнце, скрывавшееся за завесой тумана, уходило за горизонт. Надо было спешить. Сергей посмотрел вокруг на чахлый лесок по склонам сопок и предложил сегодня примус не разжигать. Словно оправдываясь перед нами, он сказал: "Хочется живого огня, хорошего костра". Он подал Мише пилу и сказал: "Вы устраивайте ночлег, а я займусь дровами". Мы пошли к ближайшему сугробу. Надо было выпилить снежных кубов и из них соорудить жилище. Миша, недоверчиво повертев пилу в руках, воткнул её в снег. Он ещё в Москве, при встрече с Сергеем, ухмылялся изобретению друга и не скрывал сомнений насчёт её полезности в работе. Пила представляла собой половину обычной пилы, и, разумеется, с одной ручкой. Но, тем не менее, обрубок легко вонзался в снег и нарезал ровные кирпичи. Из этих блоков мы выстроили стены и накрыли куском парашюта. Получилось неплохо.

Вскоре запылал костёр. В котелке варилась гречневая каша. С сегодняшнего дня наш рацион будет состоять в основном из круп - гречки и риса. Это меню было опробовано также в экспедиции прошлого года, к Полюсу холода. Оно вполне оправдало себя. При больших физических нагрузках, в сильные морозы каши быстро снимают усталость и дают тепло организму. Они легко усваиваются и не вызывают никаких нежелательных реакций. Помнится, в прошлом году, перед городом Якутском на маршруте один шофёр угостил нас мясом. После многодневной диеты у всех участников экспедиции страдали желудки. Конечно, в пути будут и исключения, но основная пища - всё же каша. Перед походом, зная потребность на день, мы рассыпали крупу по специально сшитым небольшим мешочкам. Количество мешочков - по количеству дней. Решили, что на завтрак варить будем рис на воде и чай, на ужин - гречку. Обед - три галеты плюс три-четыре карамельные конфеты.

Сергей, раскладывая ужин по пластиковым мискам, сообщил нам, что, разговаривал по дороге с шофёром МАЗа. С ним ехала чукчанка. Она дала ему адрес гостиницы в посёлке Погидино и пригласила в гости.

Миша задумчиво смотрит на Сергея и говорит: "Навряд ли она захочет продолжить с тобой знакомство, когда увидит твоё лицо в Погидино. Помнишь, как ты выглядел после оймяконских морозов?". Сергей, отличный семьянин, любящий свою жену и сына, начинает возмущаться: "Вечно вы думаете совсем не то, что надо видеть!..." Мы смеёмся, и просим Серёжу извинить за шутку. Он же молча ставит на огонь котелок со снегом (для чая) и берётся за лодку. Мы едим, и каждый думает о своём. Наверняка, у всех мысли заняты родным домом. Семьи далеко и сейчас беспокоятся за нас. Интересно, как наши сыновья, когда вырастут, будут смотреть на эти путешествия? Поймут ли они нас? Такое уж совпадение, но и у Миши, и у Сергея, и у меня - сыновья. У Миши четырёхлетний сын, у Серёжи - десяти лет, у меня - восьми и двенадцати.

Оставив костёр догорать под холодным небом, мы залезаем в спальники. Пока горячая пища и чай греют изнутри, нужно постараться уснуть. Теперь ледяная нора и полубессонные ночи - наш удел на долгие недели.

* К предыдущей главе: ПЕРВЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
* К следующей главе: БОЛЕЗНЬ
* Мемориал ГЛЕБ ТРАВИН
* Сайт ВЕЛОСИПЕДИЗМ
* Портал ПАЛОМНИК

ИЗ ПОСЛЕДНИХ НОВОСТЕЙ ВЕЛОСИПЕДИЗМА:

* Студент добрался из Шотландии в Грецию на велосипеде. Он не мог попасть домой.
* Город проколотых колёс.
* По пути в Читу у новосибирского велосипедиста стащили велосипед.
* Актёр-велосипедист прибыл на Байкал.
* Из Петербурга в Крым на велосипеде.
* Московское Садовое кольцо опояшет современная велодорожка.
* В мире возник дефицит велосипедов.
* В Чеченской Республике открыли велосезон.
* Обнулить велосипеды.
* Центры любых городов должны быть на 100% пешеходно-велосипедными.
* В Нижнем появились "взрослая" и "детская" велодорожки.
* В поездах в Тверской области разрешили бесплатно провозить велосипеды.