Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ
"Монастырь в миру"

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ:

ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА: БЫТИЕ
Бегство Иакова. Графика Ю. Карольсфельда.

Бегство Иакова. Графика Ю. Карольсфельда.


На церковнославянском языке в русской орфографии. Текст молитвенного стояния пред Господом.


На русском языке. Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.


Слыша же Иаков словеса сынов Лавановых, глаголющих: взя Иаков вся яже отца нашего, и от сущих отца нашего сотвори всю славу сию.


И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил всё богатство это.

И виде Иаков лице Лаване, и се не бяше к нему, яко вчера и третияго дне.


И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.

Рече же Господь ко Иакову: возвратися в землю отца твоего и в род твой, и буду с тобою.


И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобой.

Послав же Иаков, призва Лию и Рахиль на поле, идеже бяху стада, и рече им: вижду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне: Бог же отца моего бе со мною: и вы сами весте, яко всею силою моею работах отцу вашему: отец же ваш обиде мя и измени мзду мою десяти агнцев, но не даде ему Бог зла сотворити мне.


И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, и сказал им: я вижу лицо отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мной; вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.

Аще сице речет: пестрыя, будет твоя мзда: и родятся вся овцы пестрыя. Аще же речет: белыя, будет твоя мзда: и родятся вся овцы белыя.


Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пёстрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.

И от'я Бог вся скоты отца вашего и даде я мне.


И отнял Бог весь скот у отца вашего и дал его мне.

И бысть егда зачинаху овцы во чреве приемлющя, и видех очима моима во сне: и се, козлы и овны восходяще бяху на овцы и козы, беловатыя и пестрыя и пепеловидныя пестрыя.


Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы и овны, поднявшиеся на скот на коз и овец пёстрые, с крапинами и пятнами.

И рече ми Ангел Божий во сне: Иакове. Аз же рех: что есть?


Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.

И рече: воззри очима твоима и виждь козлы и овны восходящия на овцы и козы, белыя и пестрыя и пепеловидныя пестрыя: видех бо, елика тебе Лаван творит: Аз есмь Бог явивыйся тебе на месте Божии, идеже помазал Ми еси тамо столп, и обетовал Ми еси тамо обет: ныне убо востани и изыди от земли сея, и иди в землю рождения твоего, и буду с тобою.


Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы и овны, поднявшиеся на скот на коз и овец, пёстрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу всё, что Лаван делает с тобой; Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей и Я буду с тобой.

И отвещавши Рахиль и Лиа, рекосте ему: еда есть нам еще часть или наследие в дому отца нашего? Не яко ли чужыя вменихомся ему? Продаде бо нас и снеде снедию сребро наше: все богатство и слава, юже от'я Бог от отца нашего, нам будет и чадом нашим: ныне убо, елика тебе рече Бог, твори.


Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли ещё нам доля и наследство в доме отца нашего? Не за чужих ли он нас почитает? Ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему всё имение и богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай всё, что Бог сказал тебе.

Востав же Иаков, взя жены своя и дети своя на велблюды, и забра вся имения своя и вся стяжания, яже притяжа в Месопотамии, и вся своя, еже от'ити ко Исааку отцу своему в землю Ханаанскую.


И встал Иаков, и посадил детей своих и жён своих на верблюдов, и взял с собой весь скот свой и всё богатство своё, которое приобрёл, скот собственный его, который он приобрёл в Месопотамии, и всё своё, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.

Лаван же от'иде острищи овцы своя: украде же Рахиль идолы отца своего.


И как Лаван пошёл стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца её.

Утаи же Иаков от Лавана Сирина, не поведати ему, яко уходит.


Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.

И отбеже сам, и вся яже его, и прейде реку, и взыде на гору Галаад.


И ушёл со всем, что у него было; и, встав, перешёл реку и направился к горе Галаад.

Поведася же Лавану Сирину в третий день, яко бежа Иаков.


На третий день сказали Лавану Арамеянину, что Иаков ушёл.

И поим сыны и братию свою с собою, гна вслед его путем седмь дний: и достиже его на горе Галаад.


Тогда он взял с собой сынов и родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.

Прииде же Бог к Лавану Сирину нощию во сне и рече ему: блюди себе, да не когда возглаголеши ко Иакову зла.


И пришёл Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.

И постиже Лаван Иакова: Иаков же постави кущу свою на горе: Лаван же разстави братию свою на горе Галаад.


И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатёр свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад.

Рече же Лаван Иакову: что сотворил еси? Вскую тайно ушел еси и окрал еси мя, и отвел дщери моя, яко пленницы оружием? И аще бы ми поведал еси, отпустил бых тя с веселием и с мусикиею, и тимпаны и гусльми: и не сподобихся целовати детей моих и дщерей моих: ныне же несмысленно сотворил еси.


И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? Для чего ты обманул меня, и увёл дочерей моих, как плененных оружием? Зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? Я отпустил бы тебя с весельем и с песнями, с тимпаном и с гуслями; ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.

И ныне рука моя может озлобити тя. Но Бог отца твоего вчера рече ко мне, глаголя: блюди себе, да не когда возглаголеши ко Иакову зла.


Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого.

Ныне убо отшел еси: желанием бо возжелал еси от'ити в дом отца твоего: вскую украл еси боги моя?


Но пусть бы ты ушёл, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, - зачем ты украл богов моих?

Отвещав же Иаков рече к Лавану: понеже убояхся: рех бо, да не како от'имеши дщери твоя от мене, и вся моя.


Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих и всего моего.

И рече Иаков: у негоже аще обрящеши боги твоя, да не будет жив пред братиею нашею: узнавай, что есть твоего у мене, и возми. И не позна у него ничтоже: не ведяше же Иаков, яко Рахиль жена его украде я.


И сказал Иаков: у кого найдёшь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что есть твоего у меня, и возьми себе. Но он ничего у него не узнал. Иаков не знал, что Рахиль жена его украла их.

Вшед же Лаван, обыска в кущи Лиине, и не обрете. И изыде из кущи Лиины, и обыска кущу Иаковлю и в кущи двоих рабынь, и не обрете. Вниде же и в кущу Рахилину.


И ходил Лаван в шатёр Иакова, и в шатёр Лии, и в шатёр двух рабынь, и обыскивал, но не нашёл. И, выйдя из шатра Лии, вошёл в шатёр Рахили.

Рахиль же взя идолы и положи оныя под седло велблюже и седе на них.


Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них.

И рече отцу своему: не имей себе тяжко, господине: не могу востати пред тобою, яко обычная женская ми суть. Иска же Лаван по всей кущи, и не обрете идолов.


Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобой, ибо у меня обыкновенное женское. И Лаван искал во всем шатре, но не нашёл идолов.

Разгневася же Иаков и пряшеся с Лаваном. Отвещав же Иаков рече Лавану: кая неправда моя? И кий грех мой, яко погнал еси вслед мене, и яко обыскал еси вся сосуды дому моего? Что обрел еси от всех сосудов дому твоего? Положи зде пред братиею твоею и братиею моею, и да разсудят между обема нама.


Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня? Ты осмотрел у меня все вещи в доме моём, что нашёл ты из всех вещей твоего дома? Покажи здесь пред родственниками моими и пред родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими.

Се, двадесять лет аз есмь с тобою: овцы твоя и козы твоя не быша без плода: овнов овец твоих не поядох: звероядины не принесох к тебе: аз воздаях тебе от мене самаго татбины денныя и татбины нощныя: бых во дни жегомь зноем, и студению в нощи, и отхождаше сон от очию моею.


Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли пропадало; я томился днём от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.

Се, мне двадесять лет аз есмь в дому твоем, работах тебе четыренадесять лет двух ради дщерей твоих и шесть лет за овцы твоя, и преобидел еси мзду мою десятию агницами.


Таковы мои двадцать лет в доме твоём. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.

Аще не бы Бог отца моего Авраама, и страх Исаака был мне, ныне тща отпустил бы мя еси: смирение мое и труд руку моею увиде Бог, и обличи тя вчера.


Если бы не был со мной Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера.

Отвещав же Лаван, рече ко Иакову: дщери дщери моя и сынове сынове мои, и скоти скоти мои, и вся елика ты видиши моя суть и дщерей моих: что сотворю им днесь, или чадом их, яже родиста?


И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и всё, что ты видишь, это моё: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?

Ныне убо гряди, завещаим завет аз и ты: и будет во свидетелство между мною и тобою. Рече же ему Иаков: се, никтоже с нами есть: виждь, Бог свидетель между мною и тобою.


Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мной и тобой. При этом Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мной и тобой.

И взем Иаков камень, постави его в столп.


И взял Иаков камень и поставил его памятником.

Рече же Иаков братии своей: соберите камение. И собраша камение и сотвориша холм: и ядоша, и пиша тамо на холме. Рече же ему Лаван: холм сей свидетелствует между мною и тобою днесь.


И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели и пили там на холме. И сказал ему Лаван: холм этот свидетель сегодня между мной и тобой.

И прозва его Лаван Холм Свидетелства: Иаков же прозва Холм Свидетель.


И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.

Рече же Лаван ко Иакову: се, холм сей и столп, егоже поставих между мною и тобою, свидетелствует холм сей и свидетелствует столп сей: сего ради прозвася имя Холм Свидетелствует, и видение, еже рече: да видит Бог между мною и тобою, яко от'идем друг от друга: аще смириши дщери моя, аще поймеши жены над дщери моя, виждь, никтоже с нами есть видяй: Бог свидетель между мною и между тобою.


И сказал Лаван Иакову: сегодня этот холм и памятник, который я поставил, между мной и тобой свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад, также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мной и над тобой, когда мы скроемся друг от друга; если ты будешь худо поступать с дочерьми моими, или если возьмёшь жён сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, который бы видел, но смотри, Бог свидетель между мной и между тобой.

И рече Лаван Иакову: се, холм сей свидетель и столп сей: аще бо аз не прейду к тебе, ниже ты да прейдеши ко мне холма сего и столпа сего со злобою: Бог Авраамль и Бог Нахоров да судит между нама. И кляся Иаков страхом отца своего Исаака.


И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мной и тобой; этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдёшь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла; Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.

И пожре Иаков жертву на горе и воззва братию свою: ядоша же и пиша и спаша на горе.


И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и пили и ночевали на горе.

Востав же Лаван заутра, лобыза сыны и дщери своя и благослови я: и возвратився Лаван, от'иде на место свое.


И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошёл и возвратился Лаван в своё место.




МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ
(образец подготовки в течение недели):


Понедельник (по светскому стилю - в воскресенье вечером после малого повечерия): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.

Вторник: Канон молебный ко Пресвятой Богородице.

Среда: Канон Ангелу-Хранителю.

Четверг: Канон святому Иоанну Предтече.

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Суббота: Иисусу Сладчайшему.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.




Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.