Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ
"Монастырь в миру"

АПОСТОЛ
Деяния Святых Апостолов


На церковнославянском языке в русской орфографии.
Текст молитвенного стояния пред Господом.


Первое гонение на христиан.

Глаголющым же им к людем, наидоша на них священницы и воевода церковный и саддукее,
Жаляще си, за еже учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых:
И возложиша на них руки и положиша их в соблюдение до утрия: бе бо вечер уже.
Мнози же от слышавших слово вероваша: и бысть число мужей яко тысящ пять.

Речь Петра к старейшинам.

Бысть же наутрие собратися князем их и старцем и книжником во Иерусалим,
И Анне архиерею и Каиафе и Иоанну и Александру, и елицы беша от рода архиерейска:
И поставльше их посреде, вопрошаху: коею силою или коим именем сотвористе сие вы;
Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече к ним: князи людстии и старцы Израилевы,
Аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся,
Разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, Его же вы распясте, Его же Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав:
Сей есть камень укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несть ни о единем же инем спасения:
Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам.

Проповедь во имя Иисуса запрещена.

Видяще же Петрово дерзновение и Иоанново и разумевше, яко человека некнижна еста и проста, дивляхуся, знаху же их, яко со Иисусом беста:
Видяще же исцелевшаго человека с нима стояща, ничтоже имяху противу рещи.
Повелевше же има вон из сонмища изыти, стязахуся друг со другом,
Глаголюще: что сотворим человекома сима; яко убо нарочитое знамение бысть има, всем живущым во Иерусалиме яве, и не можем отврещися:
Но да не более прострется в людех, прещением да запретим има ктому не глаголати о имени сем ни единому от человек.
И призвавше их, заповедаша има отнюд не провещавати ниже учити о имени Иисусове.
Петр же и Иоанн отвещавша к ним реста: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите:
Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати.
Они же призапрещше има, пустиша я, ничтоже обретше како мучити их, людий ради, яко вси прославляху Бога о бывшем:
Лет бо бяше множае четыредесяти человек той, на немже бысть чудо сие исцеления.

Второе схождение Святого Духа на учеников Господних.

Отпущена же бывша приидоста ко своим и возвестиста, елика к нима архиерее и старцы реша.
Они же слышавше единодушно воздвигоша глас к Богу и рекоша: владыко, ты, Боже, сотворивый небо и землю и море и вся, яже в них,
Иже Духом Святым усты отца нашего Давида отрока Твоего рекл еси: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным;
Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его.
Собрашася бо воистинну во граде сем на святаго отрока Твоего Иисуса, егоже помазал еси, Ирод же и Понтийский Пилат с языки и людьми Израилевыми,
Сотворити, елика рука Твоя и совет Твой преднарече быти:
И ныне, Господи, призри на прещения их и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое,
Внегда руку Твою прострети Ти во исцеления, и знамением и чудесем бывати именем святым отрока Твоего Иисуса.
И помолившымся им, подвижеся место, идеже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята и глаголаху слово Божие со дерзновением.

Состояние Иерусалимской Церкви.

Народу же веровавшему бе сердце и душа едина, и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща.
И велиею силою воздаяху свидетельство апостоли воскресению Господа Иисуса Христа, благодать же бе велия на всех их.
Не бяше бо нищь ни един в них: елицы бо господие селом или домовом бяху, продающе приношаху цены продаемых
И полагаху при ногах апостол: даяшеся же коемуждо, егоже аще кто требоваше.
Иосиа же, нареченный Варнава от апостол, еже есть сказаемо сын утешения, левит, кипрянин родом,
Имея село, продав принесе цену и положи пред ногами апостол.



На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.


Первое гонение на христиан.

Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
Досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мёртвых;
И наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

Речь Петра к старейшинам.

На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
И Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
И, поставив их посреди, спрашивали: какой силой или каким именем вы сделали это?
Тогда Пётр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелён,
То да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Проповедь во имя Иисуса запрещена.

Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
Видя же исцелённого человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собой,
Говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
Но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозой запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.

Второе схождение Святого Духа на учеников Господних.

Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобой, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
Чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твоё,
Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса.
И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением.

Состояние Иерусалимской Церкви.

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.
Апостолы же с великой силой свидетельствовали о Воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного
И полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду.
Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавой, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин,
У которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам Апостолов.




Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.