Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.





На церковнославянском языке

Обращение Закхея мытаря.

    И вшед прохождаше Иерихон.
    И се, муж нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат:
    и искаше видети Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе:
    и предитек, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити.
    И яко прииде на место, воззрев Иисус виде его и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти.
    И потщався слезе и прият Его радуяся.
    И видевше вси роптаху, глаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати.
    Став же Закхей рече ко Господу: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.
    Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть:
    прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго.

Притча о десяти минах.

    Слышащым же им сия, приложь рече притчу, зане близ Ему быти Иерусалима, и мняху, яко абие Царство Божие хощет явитися.
    Рече бо: человек некий добра рода иде на страну далече прияти себе царство и возвратитися:
    призвав же десять раб своих, даде им десять мнас и рече к ним: куплю дейте, дондеже прииду.
    И граждане его ненавидяху его и послаша послы вслед его, глаголюще: не хощем сему, да царствует над нами.
    И бысть егда возвратися приим царство, рече пригласити рабы тыя, имже даде сребро, да увесть, какову куплю суть сотворили.
    Прииде же первый, глаголя: господи, мнас твоя придела десять мнас.
    И рече ему: благо, рабе добрый: яко о мале верен был еси, буди область имея над десятию градов.
    И прииде вторый, глаголя: господи, мнас твоя сотвори пять мнас.
    Рече же и тому: и ты буди над пятию градов.
    И другий прииде, глаголя: господи, се, мнас твоя, юже имех положену во убрусе:
    бояхся бо тебе, яко человек яр еси, вземлеши, егоже не положил еси, и жнеши, егоже не сеял еси.
    Глагола же ему: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе: ведел еси, яко аз человек яр есмь, вземлю, егоже не положих, и жну, егоже не сеях:
    и почто не вдал еси моего сребра купцем, и аз пришед с лихвою истязал бых е;
    И предстоящым рече: возмите от него мнас и дадите имущему десять мнас.
    И реша ему: господи, имать десять мнас.
    Глаголю бо вам, яко всякому имущему дастся: а от неимущаго, и еже имать, отимется от него:
    обаче враги моя оны, иже не восхотеша мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо мною.

Торжественный вход в Иерусалим.

    И сия рек, идяше преди, восходя во Иерусалим.
    И бысть яко приближися в Вифсфагию и Вифанию, к горе нарицаемей Елеон, посла два ученик Своих,
    глаголя: идита в прямную весь: (и) в нюже входяща обрящета жребя привязано, на неже никтоже николиже от человек вседе: отрешша е приведита:
    и аще кто вы вопрошает: почто отрешаета; сице рцыта ему, яко Господь его требует.
    Шедша же посланная обретоста, якоже рече има.
    Отрешающема же има жребя, рекоша господие его к нима: что отрешаета жребя;
    Она же рекоста, яко Господь его требует.
    И приведоста е ко Иисусови: и возвергше ризы своя на жребя, всадиша Иисуса.
    Идущу же Ему, постилаху ризы своя по пути.
    Приближающужеся Ему уже (абие) к низхождению горе Елеонстей, начаша все множество ученик радующеся хвалити Бога гласом велиим о всех силах, яже видеша,
    глаголюще: благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних.
    И нецыи фарисее от народа реша к нему: Учителю, запрети учеником Твоим.
    И отвещав рече им: глаголю вам, яко, аще сии умолчат, камение возопиет.

Скорбь Иисуса Христа об Иерусалиме.

    И яко приближися, видев град, плакася о нем,
    глаголя: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению твоему: ныне же скрыся от очию твоею:
    яко приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и обымут тя отвсюду,
    и разбиют тя и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе: понеже не разумел еси времене посещения твоего.

Второе очищение храма.

    И вшед в церковь, начат изгонити продающыя в ней и купующыя,
    глаголя им: писано есть: дом Мой дом молитвы есть: вы же сотвористе его пещеру разбойником.
    И бе учя по вся дни в церкви. Архиерее же и книжницы искаху Его погубити, и старейшины людем:
    и не обретаху, что бы сотворили Ему: людие бо вси держахуся Его, послушающе Его.


На русском языке

Обращение Закхея мытаря.

    Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
    И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
    искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
    и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
    Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
    И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
    И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
    Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
    Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
    ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Притча о десяти минах.

    Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
    Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
    призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
    Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
    И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
    Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
    И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
    Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
    Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
    Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
    ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
    Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
    для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
    И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
    И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
    Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
    врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

Торжественный вход в Иерусалим.

    Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
    И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
    сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
    и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
    Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
    Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
    Они отвечали: он надобен Господу.
    И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
    И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
    А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
    говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
    И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
    Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Скорбь Иисуса Христа об Иерусалиме.

    И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
    и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
    ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
    и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Второе очищение храма.

    И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
    говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
    И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
    и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.





Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.