Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



Божией Матери ради иконы Ея Владимирской посвящается.



ИКОНА БОГОРОДИЦЫ:
ВЛАДИМИРСКАЯ

   Три раза в год Церковь совершает празднество Владимирской иконе Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Её помощью отечества нашего от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа.

   Владимирская икона Богоматери, по общему верованию наших предков, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Икона написана была ещё при земной жизни Богоматери и принесена была благодатным художником к Пресвятой Деве. Видя изображение своё на иконе, Дева Мария повторила Своё пророческое изречение: "Отныне ублажат Мя вcu роди" — и присовокупила: "Благодать Родшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет". В 450 году, при императоре Феодосии-младшем, икона принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII века из Константинополя привезена в Киев: патриарх Цареградский Лука Хризоверх прислал её великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, и она была поставлена в девичьем монастыре в городе Вышгороде, который в древности был удельным городом благоверной княгини Ольги. Икона скоро ознаменовала себя великими чудесами.

   В 1155 году великий князь Юрий отдал Вышгород в удел сыну своему, князю Андрею. Клирики Вышгородской обители, войдя однажды в храм, увидели, что икона сошла со своего места и стоит среди церкви на воздухе. Они взяли её и поставили на прежнее место, но вскоре увидели, что икона опять стоит на воздухе.

   Князь Андрей "многу веру и любовь имяше ко Пресвятей Богородице, и на устах его всегда было имя Христово и Пречистой Его Матери", как говорит древний летописец. Дошёл до него рассказ о чудотворной иконе, что ей не угодно место, на котором она поставлена, и он подумал: "Не в Суздальской ли земле ей угодно пребывать?" Князь Андрей давно уже замышлял удалиться с юга России на север, в Ростовскую область, и там утвердить независимое от Киева владение. Он стал усердно молиться пред иконой, отслужил пред нею молебен и благоговейно взял её, вместо всех сокровищ, без ведома отца, и ночью уехал из Вышгорода. По пути к Суздалю он совершал пред иконой молебствия и видел от неё многие чудеса.

   По прибытии во Владимир на Клязьме князь встречен был жителями с великой радостью. После этого князь направился к Ростову; но в 10 верстах от Владимира, вниз по течению реки Клязьмы, остановились лошади, вёзшие чудотворную икону, и не шли далее. Тогда запряжены были новые лошади, но и те не трогались с места. После усердной молитвы пред иконой князь получил от Богоматери повеление поставить икону во Владимире. Князь Андрей немедленно заложил во Владимире храм для пребывания чудотворной иконы. Чрез два года, в 1160 году, храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь заботился также и об украшении святой иконы и, обложив её окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил её в новом Успенском храме во Владимире, и с тех пор она стала называться Владимирской. После этого икона снова просияла многими и великими чудесами. По вере в благодатную силу иконы князей, воевод и воинов и всего народа она участвовала во многих походах русского воинства. С ней соединены многие священные воспоминания. В 1164 году Владимирская икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Перед сражением князь Андрей укрепил дух свой приобщением Святых Таин и молитвой перед чудотворной иконой Богоматери. "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет", - так вопиял он к Ней в молитве. По примеру князя и все воины усердно молились, со слезами прикладывались к иконе и с верой на помощь Богоматери отправлялись на врага. Болгары были разбиты, и после победы князь прежде всего принёс благодарственное молебствие Богоматери перед Её Владимирской иконой. В это время от животворящего креста и иконы Богоматери воссиял свет, озаривший всё воинство. Память об этом чуде сохраняется в празднестве Происхождения честных древ Креста Господня 1 августа, которое установлено в 1164 году, по желанию князя Андрея и по сношению с императором греческим Мануилом, который в тот же день видел свет от Креста Господня и чудесно победил сарацин.

   По убиении князя Андрея Боголюбского в 1173 году народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир. Священник Николай, прибывший с Боголюбским из Вышгорода, в полном облачении открыл хождение с Владимирской иконой по улицам города, и мятеж немедленно утих.

   После князя Андрея решено было во Владимире отдать престол его племянникам Ярополку и Мстиславу Ростиславичам. Они в первый же день своего княжения захватили себе серебро и золото Владимирского храма и отобрали на себя волости и дани, пожертвованные храму Боголюбским. Чудотворную икону Богоматери Ярополк отдал своему зятю, Глебу Рязанскому. Против этого восстали все жители Владимира и решили прогнать Ростиславичей, и немедленно воины их, не вступив ещё в бой, бросили княжеское знамя и обратились в бегство, "гонимые гневом Божиим и Святой Богородицы". Глеб Рязанский сам возвратил Владимиру чудотворную икону и сказал: "Я виноват во всём". Летописец же присовокупляет: "Утеши их Бог и Святая Богородица Володимерская! Се бо володимерцы прославлены Богом по всей земле за их правду, Богови им помогающу".

   Во время пожара, в 1185 году 13 апреля, сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, но Владимирская икона сохранилась невредима. Во время нашествия татар под предводительством Батыя 7 февраля 1237 года икона лишилась драгоценного оклада, но сама осталась невредима "по благодати Богоматери, неотъемлемой от Её иконы в уверение благочестия и на соблюдение земли русской". Князь Димитрий Донской помощью Богоматери Владимирской одержал победу над Мамаем 8 сентября 1380 года. Слава города Владимира возрастала и распространялась в продолжение 242 лет, пока пребывала в нём чудотворная икона Богоматери. Когда же в Москве воздвигнут был храм во имя Пресвятой Богородицы и святая икона Владимирская была перенесена туда, тогда начала возвышаться Москва над всеми княжествами русскими. В Москве, как и во Владимире, чудотворная икона прославилась многими благодатными знамениями для спасения нашего отечества.

   В 1395 году вступил в пределы России страшный завоеватель Востока, Темир-Аксак, или Тамерлан (железный хромец). С полчищами своими он приблизился к пределам рязанским, взял город Елец, пленил князя Елецкого, избил многих христиан и дошёл до Дона, направляясь к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне и остановился на берегу Оки. Но, более уповая на Бога, чем на свою силу, он усердно молился со всем воинством и народом Богу и Пресвятой Богородице об избавлении своего отечества и призывал на помощь великих угодников Божиих: Петра, Алексия и Сергия — и повелел, чтобы наступивший пост пред праздником Успения Богородицы посвящён был во всём княжестве усердным молитвам и подвигам покаяния и чтобы принесена была из Владимира в Москву чудотворная икона Божией Матери. Отправленное во Владимир за святой иконой почётное духовенство Успенского собора после Литургии и молебна, в день Успения, приняло на свои руки чудотворную икону при умилительном зрелище народа, который слёзно вопиял: "Куда Ты отходишь от нас, Владычице? Для чего оставляешь нас сирыми, отвращаешь от нас лице Свое?" Священное шествие с иконой приблизилось к стенам Москвы через 10 дней. Бесчисленные толпы людей по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с усердием и слезами взывали: "Матерь Божия! Спаси землю русскую!" Всё духовенство Москвы с крестным ходом, всё семейство великого князя, бояре и граждане торжественно встретили святыню за городом и проводили ее до Успенского собора. Не напрасны были вера и благоговейные моления православных: в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан дремал в своём шатре и увидел пред собой великую гору и с её вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в сиянии лучезарном Деву неописанного величия, окружённую бесчисленными тьмами ангелов с пламенными мечами, которые все устремились на него. Тамерлан в ужасе проснулся и, созвав своих старейшин, требовал от них объяснения этого видения. Ему отвечали мудрейшие, что виденная им Дева есть Матерь Бога христианского, Залцитница русских. "Итак, мы не одолеем их", - сказал хан Джагатайский и немедленно велел полчищам своим идти обратно, к великому удивлению русских и самих татар. В радости взывали православные к Богоматери: "Не наши войска прогнали его, не наши вожди победили его, но сила Твоя, Мати Божия!" В память столь великого милосердия Божия по молитвам Пресвятой Богородицы воздвигнут в Москве Сретенский мужской монастырь на Кучковом поле, где чудотворная икона была встречена в 1395 году при перенесении её из Владимира в Москву.

   Во Владимирском соборе, вместо перенесённой в Москву, поставлена другая, в меру и подобие подлинной, икона, написанная святителем Петром, митрополитом, в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни.

   Такая же благодатная помощь чудотворной иконы Владимирской явлена была в 1408 году против ордынского царя Едигея, неожиданно подступившего к Москве. Тогда не было в Москве ни князя, ни митрополита, от людей нельзя было ждать помощи; жители столицы не переставали слёзными молитвами вопиять к Пресвятой Богородице пред Её Владимирской иконой. Едигей готовился уже предпринять осаду Москвы, но в это время получил известие о возмущении в Орде и поспешно удалился от Москвы.

   Через 50 лет после нашествия Тамерлана, в 1451 году, к Москве подступил ногайский царевич Мазовша с полчищами своего отца. Татары уже зажгли посады Москвы и радовались, что у них будет много пленников и золота. Во время пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Увидев инока Чудовского монастыря Антония, известного святостью жизни, святитель сказал ему: "Антоний, прилежнее моли Бога о избавлении города". Антоний отвечал: "Ты великий архиерей Божий, и твоей молитвы не презрит Богоматерь, наша скорая Помощница: Она умолила уже Сына Своего спасти город".Москвитяне бились с татарами до ночи и ожидали ночью нового приступа. Но поутру не стало под стенами врагов, ночью они бежали от Москвы, захватив с собой только лёгкие повозки. По сказаниям летописи, татары услышали вдали необычайный шум и вообразили, что это великий князь идёт на них с многочисленным войском. Мазовша в страхе повернул коня восвояси; его примеру последовали и воины его: все устремились в бегство. А войско великого князя было немногочисленно и стояло далеко. Великий князь указал народу Победительную Воеводу страшных полчищ: он поспешил в храм и, простёршись пред Владимирской иконой, со слезами благодарил и славил Небесную Заступницу православных.

   Через восемь лет после нашествия Мазовши ополчился на Москву отец его Седи-Ахмет и с гордостью похвалялся поработить всю Россию. Сын великого князя, Иоанн, прогнал его полчища из России. Святитель Иона отнёс к заступлению Богоматери разрушение похвальбы Ахмета и устроил в 1459 году придел в похвалу Богоматери в Успенском соборе.

   Православная Церковь совершает ещё и 23 июня празднование иконы Владимирской, в память избавления России чудесным заступлением Богоматери от ордынского царя Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче. Ахмат, хан Золотой Орды, шёл с громадными полчищами ограбить и разорить Москву. Он достиг уже реки Угры, которую русские называли поясом Богоматери, охраняющим московские владения. Великий князь, укрепляемый советами и молитвами святителей, приготовился защищать веру и отечество. Оба войска стояли целый день друг против друга, в ожидании нападения; река Угра разделяла их. По предстательству Богородицы совершилось дивное избавление нашего отечества: великий князь приказал своим войскам отступить от Угры, желая дождаться перехода татар, а татары объяснили это отступление тем, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сперва медленно, а ночью внезапно напал на них такой страх, что они побежали без оглядки. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, тяготевшего над Россией двести лет: не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь. В благодарность за освобождение России от тяжкого и позорного ига татар установлено в 1480 году 23 июня празднество, и в этот день совершается в Москве крестный ход в Сретенский монастырь с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы.

   В 21-й день мая Православная Церковь совершает в третий раз празднество сретению чудотворной Владимирской иконы по двум событиям. Первое было в 1514 году ради поновления иконы Владимирской в доме митрополита Варлаама, почему и установлен был крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь 21 мая. С воспоминанием поновления соединено празднование другого исторического события: избавления России заступлением Владычицы в 1521 году от татар крымских, ногайских и казанских, под предводительством Мехмет-Гирея, который вторгся в пределы московские с такой быстротой, что великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести свои войска на берег Оки, чтобы удержать дальнейшее вторжение врагов. Предав огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги взяли в плен множество жителей, женщин и девиц; младенцев убивали, бросая их на землю; продавали толпами пленников в Казани и Астрахани; слабых и старых морили голодом; оскверняли святыни храмов. Под заревом пылающих деревень стоял Мехмет-Гирей в нескольких верстах от Москвы, и неоткуда было ждать помощи.

   В Москве царствовало смятение, все бежали в Кремль, теснились, давили друг друга; все искали спасения в Кремле, и слёзные молитвы не прекращались. В полночь один блаженный, по имени Василий, со слезами молился у дверей Успенского собора. Вдруг молитва его была прервана сильным шумом, и ему представилось, что двери невидимой силой растворяются, и чудотворная икона Богоматери выходит из своего места, и от иконы слышен голос: "Выйду из града с Российскими святителями", и с сим вместе вся церковь наполнилась пламенем, которое мгновенно исчезло. В ту же ночь одна престарелая монахиня Вознесенского монастыря, лишённая зрения, сидя в своей келий, вдруг увидела, что в Спасские ворота идёт целый сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах; а среди них чудотворная икона Богоматери. Но едва вышли они из Фроловских ворот, как встретили их преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, припали к ногам святителей и спрашивали их, куда они идут и на кого оставляют город. Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу о избавлении от предлежащей скорби; Господь же повелел нам не только выйти из города, но и вынести с собой чудотворную икону Пречистой Его Матери; ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, почему Бог попустил прийти варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять отходящих святителей, чтобы ходатайством своим умилостивили правосудие Божие, и вместе с ними начали молитвенно взывать ко Господу и Пречистой Его Матери. Святители осенили город крестообразно. Икона Богоматери возвратилась в Успенский собор. И заступлением Пречистой Богородицы Москва спасена, а с ней и вся Россия. Летописцы повествуют, что татары хотели было выжечь московские посады, но вдруг увидели вокруг города бесчисленное русское войско и с ужасом возвестили о том хану. Хан не поверил и послал других удостовериться: "И видеша того сугубейшее воинство русское и сказаша ему, и третие посла некоего от ближних уведати истину и трепеща прибежа и вопия: о царю, что косниши? Побегаем; грядет на нас безмерное множество войска от Москвы, и побегоша". В память сего чудесного избавления совершается в Москве 21 мая крестный ход в Сретенский монастырь.

   В дни избавления Москвы заступлением Богоматери Православная Церковь радостно вопиет пред Её иконой Владимирской: "Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же мы, ныне притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша яко милосерд".

   Не от одних татар избавляла Богоматерь православную Россию: наступили тяжкие времена для России, в которые ей суждено было испытать такие бедствия, каких она не знала и во времена татарщины. Со всех сторон появлялись новые враги: поляки, шведы и крымские татары. Великий князь Феодор Иоаннович чувствовал недостаток сил, чтобы управиться с такими сильными врагами, и обратился к Небесной Заступнице. Татары были уже на Воробьёвых горах, около Москвы. Великий князь со всем народом и духовенством вопиял к Богородице и, подкреплённый молитвой, вышел с войском своим навстречу врагам; посреди войска поставлена была икона Богоматери. Татары бились с ожесточением целые сутки. Вдруг по рядам их пробежал ужас: невидимая сила возбраняла каждому поднимать меч на русского и внушала им страх, - толпами бросились они бежать к своему лагерю и всё дальше и дальше, пока они не добежали в свою землю, точно какая-то невидимая сила гнала их. На пути много погибло их от меча, от ран и много отведено в плен. Русские понимали, что сила победительная исходила из чудотворной иконы Воеводы Победительной, и от этой веры почерпали мужество и искусство, дающие победы.

   Наступили тяжкие времена, хуже татарщины; поляки и шведы разоряли Россию, отнимали у неё целые области безнаказанно; на престоле православных царей воцарился самозванец, поклонник папского величия, и захотел православный русский народ сделать неправославным. Его слуги ворвались во время Литургии в храм Успения и начали срывать священные одежды с патриарха Иова. Патриарх снял с себя панагию, положил её к иконе Богоматери и сказал: "Здесь, пред сею иконою, я удостоен архиерейского сана и девятнадцать лет хранил святость веры; ныне вижу бедствие Церкви, торжество обмана и ереси. Мати Божия, спаси Православие!" Шуйский ополчился против самозванца и у того же самого образа просил себе небесной помощи на защиту православия. Заступлением Богоматери самозванец низвержен, победа одержана над злом, Россия спасена под защитой Православия, и русский народ, благоговея пред Небесной Заступницей, стремится из рода в род освятить себя поклонением Богоматери: чудотворный Её лик кажется нам не мёртвою иконой, а живым изображением Взбранной Воеводы.

   После событий, празднуемых Церковью в честь Владимирской иконы Богоматери, эта святая икона служила благословением для великих князей во всех важнейших обстоятельствах их жизни; пред Нею подданные их приносили клятву в верности Отечеству. Издревле и до настоящего времени православные всероссийские монархи принимают священное венчание и миропомазание на царство пред ликом Владимирской иконы в Успенском Московском соборе. Перед выступлением против врагов великие князья и цари молились пред Нею и взирали на Неё как на Заступницу России. При избрании всероссийских митрополитов и патриархов Владимирская икона Богоматери служила поручительницей и благословением: имена избираемых, запечатанные царём, полагали в панагии на пелену в киоте Владимирской иконы Богоматери, представляя Ей, "кого изволит Она Сама выбрать". После молебствия сам царь или старейший из святителей снимал печать и объявлял собору имя избранного.

   При общественных бедствиях святители с молитвой обращались к Владимирской Божией Матери, например во время войны, пожара, болезни. Когда сильный пожар истреблял Москву, в 1547 году, Владимирскую икону хотели вынести из Успенского храма, но никак не могли сдвинуть её с места. По словам летописи, "Сама Богоматерь соблюдала не только Свой образ, но и церковь и весь мир, покрывая и защищая его". Многие сподобились видеть над Успенским собором Жену в светозарном одеянии, молящуюся и осеняющую храм. Ее милостивым заступничеством гнев Божий начал утоляться, и пожар утих, не причинив вреда храму. В несчастьях святители избирали чудотворную икону ходатаицей перед властелинами. В 1698 году патриарх Адриан ходатайствовал за приговорённых к смертной казни стрельцов перед императором Петром Первым, держа в руках Владимирскую икону Богоматери. Перед изгнанием поляков из Москвы Пожарским и Мининым русские воины и народ вопияли: "Лучше нам умереть, нежели предать на поругание Владимирскую икону Пречистой Богородицы". При нашествии французов на Россию в 1812 году икона Владимирская, по Высочайшему повелению, отправлена была во Владимир 2 сентября. По прибытии во Владимир святую икону ежедневно носили крестным ходом по городу. Из Владимира преосвященный Августин отправился с иконой в Муром, а оттуда 20 октября возвратился с ней в Москву.

   Владимирская икона Богоматери стоит в Московском Успенском соборе, по левую сторону царских врат, в створчатом киоте, вышиной 1 аршин 7 вершков, шириной с небольшим 15 вершков. Риза на иконе из чистого золота, древней греческой работы, с драгоценными камнями, ценится около 60000 рублей серебром.


София Ивановна Снессорева

София Ивановна Снессорева.


Изводы Владимирской иконы Божией МАтери смотрите ЗДЕСЬ.


Дополнительное чтение о Владимирской иконе Божией Матери:

* Владимирская икона Божией Матери. Изд-во Сретенского московского мужского монастыря.

* Празднование Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 21 мая/3 июня. Изд-во Сретенского московского мужского монастыря.


* Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа/8 сентября. Изд-во Сретенского московского мужского монастыря.

* Празднование иконы Владимирской иконы Божией Матери 23 июня/6 июля "Стояние на Угре". Изд-во Сретенского московского мужского монастыря.

* Праздник Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре. Изд-во Сретенского московского мужского монастыря.


Дополнительные видеофильмы о Владимирской иконе Божией Матери:

* Святая правда: Владимирская икона Божией Матери. Митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв.

* Владимирская икона Божией Матери.

* Царица небесная. Богоматерь Владимирская.

* Молитва Божией Матери (Владимирская икона).

* Владимирская икона Божией Матери - Тропарь, Кондак...



чтец Алексей Потупин
Дюссельдорф-Бенрат
Проект
"Мир - наш!"



Во имя и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.